Ирина Асматбекова
Консультация для педагогов «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Павловическая СОШ (дошкольные группы)
«Формирование творческого
дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Асматбекова И. Н.
д. Павловичи. 2022год
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
В статье раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста, предложены условия и способы формирования у детей воображения творческого характера
Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная раз-рядка, раскрывается потенциал личности, рождаются яркие идеи, создается нечто принципиально новое [1].
Становление и формирование творческого воображения происходит в детском возрасте, поэтому перед образовательными учреждениями стоит важная задача развития творческого воображения учащихся старшего дошкольного возраста и создания благоприятной почвы для детского самовыражения.
Главной особенностью формирования творческого воображения у детей является его привязанность к жизненному опыту и окружающей действительности. Ребенок должен учиться отражать предметы и явления, которые встречал в жизни или самостоятельно выдумал, посредством творчества. При этом полученные знания и эмоции могут находить выражение в самых разных видах искусства: рисунках, танцах, сочинении стихов, сказок и т. д. [3].
Детское воображение имеет принципиальные отличия от взрослого. Благодаря отсутствию многих шаблонов мышления, свойственных взрослым, детское творческое воображение нередко кажется свободным и очень богатым, однако на самом деле это не так. Восприятие и переработка образов, характерные для творчества, базируются на основе полученных знаний и жизненного опыта. С этой точки зрения детское воображение никак не может превосходить взрослое. А широта воображения проявляется лишь за счет отсутствия критического мышления, свойственного взрослым. Иными словами, дети свободно генерируют новые идеи, не боясь совершить ошибку [8].
По видам активности воображение принято различать на:
• Активное, при котором образы создаются сознательно и по самостоятельному желанию ребенка;
• Созерцательное, к которому относятся мечты, фантазии, сновидения;
• Пассивное, формирующее образы произвольно и спонтанно.
Все перечисленные виды творческого воображения играют важную роль в жизни ребенка: они помогают познавать окружающий мир, восполнять пробелы в знаниях и собирать воедино разрозненные, обрывочные или недостаточные сведения о чем-либо.
Именно в старшем дошкольном возрасте детское воображение переходит в активную стадию и перерастает в осознанное творчество. Условия правильного формирования творческого воображения у детей. Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва [5].
Так, на начальных этапах становление творческого воображения у детей проходит под влиянием взрослых: родители и педагоги помогают ребенку в накоплении опыта и подталкивают его к произвольному созданию образов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять воображение самостоятельно, максимально индивидуализируя процесс своего творчества, опираясь только на собственные знания и ощущения.
Одним из наиболее важных шагов на пути к правильному формированию воображения и раскрытию творческого потенциала ребенка, как ни странно, является его раннее физическое развитие. Так, накопить опыт, приобрести множество новых знаний об окружающем мире помогут занятия гимнастикой, плаваньем и другими видами активностей.
Кроме того, важную роль играет обстановка, в которой находится ребенок. Желательно, чтобы игры, круг общения и другие сферы его жизни немного опережали его собственное развитие, стимулируя тем самым к ускоренным темпам ознакомления с окружающей средой, быстрому приобретению новых знаний и навыков [2].
Еще одним необходимым условием формирования воображения у ребенка является свобода его творчества. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельно выбирать вид творческой деятельности, чередовать занятия и контролировать их продолжительность. Одним словом, создавать благоприятную почву для творчества, не допуская, чтобы ребенок переутомился и процесс преобразования воображения в активное творчество стал вызывать негативные эмоции.
Именно удовольствие от процесса создания образов в воображении и последующее воплощение их посредством творчества является залогом полноценного самовыражения. При этом важно следить, чтобы характер творческого процесса требовал от ребенка максимальной концентрации и напряжения [7].
Важным условием для развития творческой личности, реализации творческого потенциала является и комфортная психологическая атмосфера, в которой растет и развивается ребенок. Задача взрослых – обеспечить ребенку чувство защищенности, спокойствия и поддержки в процессе творческих поисков. Дошкольник должен иметь достаточно свободного времени для самореализации и самовыражения. Не следует критиковать проявления детского воображения и результаты его творчества, терпеливо относясь к его выдумкам и с участием принимая его творческие неудачи.
Способы развития творческого воображения.
Существует несколько эффективных способов формирования и последующего полноценного развития воображения ребенка [3].
• Обогащение жизненного опыта. Чем больше ребенок знает, чем шире диапазон знакомых ему эмоций, тем разнообразнее и ярче могут быть его фантазии.
• Чтение. Погружение в мир книг, путешествия по неизведанным местам, знакомство с яркими героями – все это является мощным стимулом для развития воображения.
• Сочинение. Самостоятельное придумывание историй, возможность наполнения их произвольными деталями также способствуют развитию творческого воображения малыша.
• Рисование. Воссоздание придуманных образов посредством изобразительного искусства способствует не только активации творческого воображения, но и развитию абстрактно-логического мышления.
Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в процессе подготовки ребенка к последующему школьному обучению, поскольку при его отсутствии образовательная деятельность не может проходить в полной мере. Так, воображение помогает представить предметы и явления, которые не встречались ученику в реальной жизни: исторические события, географические объекты, взаимодействие химических элементов и т. д. [8].
Кроме того, развитие творческой личности ребенка является существенным вкладом в его сбалансированное психоэмоциональное состояние. Даже если человек не наделен выдающимися талантами в том или ином виде искусства, выражение себя через творчество позволяет выплеснуть негативные эмоции, выразить свои чувства, страхи и переживания.
Благодаря воображению и последующим попыткам передать воображаемые образы посредством искусства ребенок развивает память, внимание, учится анализировать, создавать нечто новое. Во время изобразительной деятельности малыш развивает интуитивное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, а сочинение стихов или сказок способствует развитию речевых навыков [4].
Такие качества воображения, как широта, самостоятельность, яркость формируются лишь при условии систематических творческих практик. За регулярностью этого процесса должны следить взрослые, направляя и подталкивая ребенка к творчеству, если тот ленится. Однако не следует навязывать малышу готовые темы для воображения : он должен самостоятельно разрабатывать образы, оперируя лишь собственными знаниями об окружающем мире.
Физические активности, развивающие игры, специальные упражнения – воз-можности для развития и правильного формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста множество. Однако, чтобы избежать стихийного развития творческого потенциала ребенка и добиться его высокого уровня, как родителям, так и педагогам следует уделять внимание систематическим занятиям в этой области [6].
Развитие творческого воображения у старших дошкольников способствует расширению кругозора, совершенствует познавательные процессы, формирует способность мыслить нешаблонно. От того, насколько развиты эти составляющие, во многом зависит не только творческий потенциал, но и весь процесс взаимодействия с окружающим миром ребенка в будущем. Так, способность нестандартно мыслить во взрослом возрасте помогает быстро находить пути решения проблем и творчески подходить к преодолению жизненных трудностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : «Просвещение», 2011. — 124 с.
2. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А. Я. Дудецкий. - Смоленск: ООО Издательский дом, 2004. - С. 214.
3. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях формирования воображения у детей [Текст] /О. М. Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С. 32.
4. Закаулова, Н. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности и художественном творчестве [Текст]/Н. А. Закаулова// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 33. – ART 132601.
5. Иванова, А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.
6. Кравцова, Е. Формирование воображения [Текст]/Е. Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С. 17.
7. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Н. А. Шинкарева, А. В. Карманова // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1210-1213. — URL https://moluch.ru/archive/113/29439/ ( дата обращения: 26.05.2019).
8. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое вооб-ражение» в психолого-педагогической литературе [Текст]/Н. А. Шинкарева// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ ( дата обращения: 26.05.2019).