Екатерина Щукина
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс формирования у дошкольников связной речи охватывает весь период пребывания детей в дошкольном учреждении, а так же все без исключения сферы деятельности ребенка.
В детском саду эта работа осуществляется в различных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности и природой, по обучению грамоте, в других видах непосредственно образовательной деятельности, а так же вне их – в процессе повседневного общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, в игровой деятельности. Во время свободной речевой деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Формирование у дошкольников связной речи включает в себя два направления:
1. формирование диалогической речи (умение строить общение со сверстником, взрослым, в процессе которого собеседники взаимодействуют между собой).
2. формирование монологической речи (умение строить связное высказывание : описание, повествование, рассуждение, пересказ, творческое рассказывание)
3.
Нет необходимости говорить о том, какое огромное значение имеет овладение ребенком связной речью :
1. Связная речь понятна для собеседника.
2. Она обеспечивает общение и взаимопонимание.
3. Связная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
4. Связная речь способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
5. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строением. Словарным составом, грамматическим строем.
6. В процессе овладения ребенком связной речью дети учатся рассуждать, мыслить.
7. Устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения и общения.
8. Связная речь влияет на эстетическое воспитание ребенка: пересказы литературных произведений, самостоятельное детское сочинительство развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт ребенка.
Оценивая уровень развития связной речи в группах дошкольного возраста, с грустью можно констатировать недостаточность ее развития.
Дети в подавляющем большинстве затрудняются в составлении рассказов по игрушке, картине и серии сюжетных картин, но особенно трудно им дается творческое рассазывание.
Рассказы детей примитивны, часто сводятся к простому перечислению предметов или объектов.
Предложения в таких рассказах часто разрозненны. Между ними отсутствует всякая связъ.
Конечно, работа по устранению этих недостатков проводится во время непосредственно образовательной деятельности. И это правильно.
Но умения и навыки, полученные детьми в процессе специально организованных занятий, требуют закрепления и автоматизации в повседневной жизни.
Творческое рассказывание не возможно, если у детей нет большого запаса знаний об окружающем мире, которые могут стать содержанием словесного творчества.
На первом этапе должно идти накопление детьми опыта.
И в этом процессе крайне важна роль воспитателя.
На начальном этапе роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на творчество, ознакомлению с различными видами искусств, художественной литературой. Через литературу и искусство ребенок учится образному видению окружающего. Приобщая детей к произведениям искусства, произведениями художественной литературы, педагог без преувеличения помогает им остро почувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в их творчестве.
Второй этап работы над формированием связной речи – это. Собственно. Сам процесс детского творчества, возникает замысел, идет поиск художественных средств.
Здесь важна установка на новую деятельность (придумывание рассказа).
Наличие замысла важна побуждает детей к поиску средств его реализации, поиск композиции, выделение поступков героев, выбор эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На начальном этапе воспитатель предлагает детям образец рассказа. На более поздних этапах образец начинает постепенно отходить на второй план, уступая место плану рассказа (2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность).
Помимо образца рассказа и плана, обучая дошкольников составлению творческих рассказов, можно использовать такой прием, как совместное рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам: детям предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети, по мере их постановки, придумывают ответы.
В конце из наиболее удачных ответов составляется рассказ. По существу педагог «сочиняет» вместе с детьми.
Помимо этих приемов, можно использовать такой, как придумывание детьми продолжения авторскому тексту, изменение его завершения, введения в знакомый сюжет нового персонажа.
На третьем этапе формирования связной речи появляется новая продукция. Ребенок не просто составляет творческий рассказ на предложенную тему, но интересуется его качеством, стремиться завершить его, испытывает эстетическое удовольствие.
Как и на всех предыдущих этапах, здесь так же крайне важна заинтересованность взрослого, и уж конечно, нельзя забывать и об игре.
Их огромной количество:
«Я начну, а ты продолжи»;
«Придумай рассказ по опорным картинкам»;
«Расскажи историю»;
«Сочини сказку»;
Подобная работа должна вестись непрерывно. Лишь в этом случае возможно достичь результата, который станет прочной основой для последующего успешного обучения в школе, сформировать грамотную всесторонне образованную личность.
И конечно, не следует забывать о том, что, как и любая другая, эта работа должна вестись в тесном сотрудничестве с семьей.