Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию»

Екатерина Щукина
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс формирования у дошкольников связной речи охватывает весь период пребывания детей в дошкольном учреждении, а так же все без исключения сферы деятельности ребенка.

В детском саду эта работа осуществляется в различных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности и природой, по обучению грамоте, в других видах непосредственно образовательной деятельности, а так же вне их – в процессе повседневного общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, в игровой деятельности. Во время свободной речевой деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию“» размещена в разделах

Формирование у дошкольников связной речи включает в себя два направления:

1. формирование диалогической речи (умение строить общение со сверстником, взрослым, в процессе которого собеседники взаимодействуют между собой).

2. формирование монологической речи (умение строить связное высказывание : описание, повествование, рассуждение, пересказ, творческое рассказывание)

3.

Нет необходимости говорить о том, какое огромное значение имеет овладение ребенком связной речью :

1. Связная речь понятна для собеседника.

2. Она обеспечивает общение и взаимопонимание.

3. Связная речь играет ведущую роль в процессе речевого развития и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.

4. Связная речь способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

5. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строением. Словарным составом, грамматическим строем.

6. В процессе овладения ребенком связной речью дети учатся рассуждать, мыслить.

7. Устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения и общения.

8. Связная речь влияет на эстетическое воспитание ребенка: пересказы литературных произведений, самостоятельное детское сочинительство развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт ребенка.

Оценивая уровень развития связной речи в группах дошкольного возраста, с грустью можно констатировать недостаточность ее развития.

Дети в подавляющем большинстве затрудняются в составлении рассказов по игрушке, картине и серии сюжетных картин, но особенно трудно им дается творческое рассазывание.

Рассказы детей примитивны, часто сводятся к простому перечислению предметов или объектов.

Предложения в таких рассказах часто разрозненны. Между ними отсутствует всякая связъ.

Конечно, работа по устранению этих недостатков проводится во время непосредственно образовательной деятельности. И это правильно.

Но умения и навыки, полученные детьми в процессе специально организованных занятий, требуют закрепления и автоматизации в повседневной жизни.

Творческое рассказывание не возможно, если у детей нет большого запаса знаний об окружающем мире, которые могут стать содержанием словесного творчества.

На первом этапе должно идти накопление детьми опыта.

И в этом процессе крайне важна роль воспитателя.

На начальном этапе роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на творчество, ознакомлению с различными видами искусств, художественной литературой. Через литературу и искусство ребенок учится образному видению окружающего. Приобщая детей к произведениям искусства, произведениями художественной литературы, педагог без преувеличения помогает им остро почувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в их творчестве.

Второй этап работы над формированием связной речи – это. Собственно. Сам процесс детского творчества, возникает замысел, идет поиск художественных средств.

Здесь важна установка на новую деятельность (придумывание рассказа).

Наличие замысла важна побуждает детей к поиску средств его реализации, поиск композиции, выделение поступков героев, выбор эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На начальном этапе воспитатель предлагает детям образец рассказа. На более поздних этапах образец начинает постепенно отходить на второй план, уступая место плану рассказа (2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность).

Помимо образца рассказа и плана, обучая дошкольников составлению творческих рассказов, можно использовать такой прием, как совместное рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам: детям предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети, по мере их постановки, придумывают ответы.

В конце из наиболее удачных ответов составляется рассказ. По существу педагог «сочиняет» вместе с детьми.

Помимо этих приемов, можно использовать такой, как придумывание детьми продолжения авторскому тексту, изменение его завершения, введения в знакомый сюжет нового персонажа.

На третьем этапе формирования связной речи появляется новая продукция. Ребенок не просто составляет творческий рассказ на предложенную тему, но интересуется его качеством, стремиться завершить его, испытывает эстетическое удовольствие.

Как и на всех предыдущих этапах, здесь так же крайне важна заинтересованность взрослого, и уж конечно, нельзя забывать и об игре.

Их огромной количество:

«Я начну, а ты продолжи»;

«Придумай рассказ по опорным картинкам»;

«Расскажи историю»;

«Сочини сказку»;

Подобная работа должна вестись непрерывно. Лишь в этом случае возможно достичь результата, который станет прочной основой для последующего успешного обучения в школе, сформировать грамотную всесторонне образованную личность.

И конечно, не следует забывать о том, что, как и любая другая, эта работа должна вестись в тесном сотрудничестве с семьей.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию»
Опубликовано: 3 сентября 2021 в 06:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников связной речи через обучение их творческому рассказыванию»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Щукина (УИ 809239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД