Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Формы взаимодействия с семьями дошкольников»

Халяпина Екатерина
Консультация для педагогов «Формы взаимодействия с семьями дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

91

«Детский Сад»

Консультация для педагогов ДОУ.

Особенности современного родительства.

Точки взаимодействия.

Воспитатель:

Халяпина Екатерина Николаевна.

Консультация для педагогов ДОУ.

Особенности современного родительства. Точки взаимодействия.

Публикация «Консультация для педагогов „Формы взаимодействия с семьями дошкольников“» размещена в разделах

В течение многих лет дошкольное образование, которое мы знаем сейчас, существовало отдельно от семьи, оно придерживалось архаичным устоям и всем полагалось только себя как в решении проблемы воспитания, обучения и развития детей. Реформа дошкольного образования, которая началась еще в далёком 1985 году, и завершилась в 2010 году, создала условия для изменения многих взглядов, методов и методик, которые существовали ранее. В частности, указывается, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и попросту не могут заменить друг друга. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года определяет, что родители являются первыми, и самыми значимыми педагогами. Именно они, создавая институт семьи, должны предоставить все условия, для развития нравственного, физического и интеллектуального обогащения личности ребенка в детском возрасте.

То есть для полноценного, личностного развития ребёнка-дошкольника необходима постоянная совместная деятельность педагога и родителя, напомню, что это возможно только при участии семьи в образовании ребёнка. Семья становится субъектом, имеющим индивидуально-личностное отношение к воспитательной и образовательной деятельности, с определенным местом в этой деятельности.

Дошкольное образовательное учреждение – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт, где начинается их педагогическое просвещение, успех которого возможен только при взаимодействии этих двух институтов.

Один из основных способов сотрудничества педагогов и родителей – это организация совместной деятельности, при реализации которой родители вовлекаются в деятельность дошкольного учреждения и могут стать активными участниками образовательного процесса.

В рамках взаимодействия, ДОУ и семьи вовлеченность последних, является признаком удовлетворенности взаимодействия от совместной деятельности, что характеризуется согласованностью целей, распределением ролей и функций между участниками взаимодействия, тем самым являясь благоприятной средой для успешной социализации ребенка.

Инициатором взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи должен выступать педагог, для чего необходимо владеть психолого-педагогическими технологиями для создания системы общения в системе «педагог – ребенок – родитель».

Но, как показывает практика, в дошкольных образовательных учреждения уделяется мало внимания такому направлению во взаимодействии с семьей, как вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Такое взаимодействие требует особой подготовленности со стороны коллектива дошкольного образовательного учреждения, а также желания родителей учиться вместе со своими детьми у педагогов и учить своих детей вместе с педагогами.

Исходя из опыта работы, для успешной реализации образовательного процесса, и активного включения в эту работу семьи, можно выделить ряд форм работы с родителями. Здесь берутся во внимание и традиционные формы, и инновационные, ведь успешная коллаборация попросту будет не эффективна, без интеграции одной формы в другую.

Семья с дошкольной организацией являются двумя важными институтами социализации ребенка с раннего детства. Их воспитательные функции различны, но, их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка. Семейное воспитание приоритетно для ребенка, но родители не всегда действуют правильно, поэтому требуется нахождение новых точек соприкосновения семьи и дошкольного учреждения.

Системный подход в контексте взаимодействия ДОО с родителями предполагает рассмотрение самостоятельных компонентов – цели, субъектов, содержания, методов, форм, средств процесса взаимодействия педагогов и родителей – как совокупности взаимосвязанных элементов. При реализации системного подхода во взаимодействии ДОО и родителей, образовательновоспитательная деятельность всех субъектов педагогического процесса происходит в рамках единой структуры.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это множество способов организации совместной деятельности и общения педагогов, воспитанников и их родителей. Основной целью всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей является объединение детей, родителей и педагогов в одну команду, установление между ними доверительных отношений, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и стремления к совместному их решению.

Традиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников направлены скорее на воздействие на родителей, чем на партнерские отношения с ними. Поэтому в работе будет уделено внимание тем формам, которые побуждают родителей и педагогов к действительному взаимодействию при решении проблем воспитания детей.

Традиционной формой взаимодействия являлись «Информационные уголки». Сегодня информационные уголки с успехом заменяются газетой ДОУ. Родители могут принимать деятельное участие в выпуске данной газеты. основная функция газеты для родителей – создание информационного пространства, которое объединит ребенка, педагога и семью, поспособствует объедению общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования. Через газету ДОО происходит повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, которые участвуют в издательской деятельности. В газете используется как форма обобщения и распространения передового педагогического опыта специалистов.

Эффективна в информационно-просветительском плане такая форма работы как разнообразные выставки. Выставка детских работ демонстрирует родителям успехи детей в освоении образовательной программы. Родители сами с удовольствием принимают участие в выставках семейных поделок по разным темам.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания. На родительских собраниях, в основном, говорит только воспитатель, родители пассивно слушают и нетерпеливо ждут окончания. Вопросы родителей чаще всего касаются питания, прогулки, подарков на праздники и т. п., а не проблем воспитания их детей. «Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы и с кем из специалистов желали бы встретиться.

Традиционная форма День открытых дверей в рамках стратегии взаимодействия так же претерпела положительные изменения. Ранее Дни открытых дверей проводились в группах старшего дошкольного возраста. Современное видение данного мероприятия изменило возрастные рамки на ранний детский возраст.

Подготовка ко Дню открытых дверей начинается заранее: вывешивают объявление, в котором указано время мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. В рамках мероприятия родители имеют возможность понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить поведение детей вне семьи, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитания.

День открытых дверей снимается на видеокамеру и видеозапись демонстрируется родителям, не имевшим возможности посетить мероприятие.

«Творческие гостиные» - предполагают взаимодействие, где родителям и детям отводятся ведущие роли, им принадлежит главная инициатива. Педагог, выполняющий роль консультанта, помогает родителю необходимыми сведениями и обучает его необходимым умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста. В ходе «Творческой гостиной» дети и родители создают индивидуальные или коллективные работы.

Через «творческие гостиные» можно формировать у родителей потребность в общении с ребенком, повышать педагогические знания у родителей, помогать родителям осознать, что дошкольный период детства является базовой ступенью в развитии личности ребенка.

Традиционное содержание методического совета меняется с привлечением к активному участию в нем родителей. Потенциал данной формы может стать более высоким, если родители участвуют на всех этапах метод совета в качестве экспертов и критиков.

Посещение семьи ребенка, тоже одна из традиционных форм работы, она много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частные задачи.

В результате внедрения инновационных форм воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возросла заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Инновационная форма работы «Интервью с родителями» направлена на получение обратной связи во взаимодействии «педагог – родитель».

Современные средства массовой коммуникации также дают возможность разнообразить формы взаимодействия ДОУ с родителями. Открытость ДОО – одно из обязательных условий социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи. Достичь открытости информационного пространства ДОО можно через сайт дошкольного образовательного учреждения. кроме того педагоги могут создавать свои страницы на профессиональных порталах и сайтах, а родители могут не просто получать представленную информацию, а задавать конкретные вопросы специалистам ДОО дистанционно.

Инновационной формой взаимодействия можно назвать родительские чтения, родительские чтения являются просветительским мероприятием для родителей, «в основе которого лежит чтение конкретной литературы (отрывков из неё, отдельных статей) по вопросам родительского образования. Это возможность обменяться друг с другом опытом семейного воспитания. Родительские чтения предоставляют педагогам и родителям возможность согласовать общие понятия в деле воспитания детей, что способствует взаимопониманию образовательного учреждения и семьи, педагога и родителя, родителей и ребёнка»

Еще одной формой активного взаимодействия может стать семейный клуб. Отличает данную форму «от родительских собраний, в основе которых присутствует назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется и запрашивается родителями».

Проведение тренинга и деловой игры. В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Проведение акций, такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция "Подари книгу другу". Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.

Еще одна очень актуальная на данный момент инновационная форма, которая активно вовлекают родителей и детей это проектная деятельность. Проект вовлекает в совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Родители вовлекаются в участие в воспитательном процессе через совместный сбор материалов по теме проекта, конкурсы, игры, презентации в рамках проекта.

Включение родителей в образовательную деятельность предполагает совместную работу по образованию и развитию детей дошкольного возраста.

Организация работы с родителями с использованием традиционных и инновационных форм станет эффективной, если будет вестись системно. Работа детско-взрослого коллектива должна быть слаженной, что во многом зависит от педагогов. Налаженное взаимодействие педагогического коллектива способствует избеганию многих ошибок во взаимодействии с родителями, уменьшению конфликтных ситуаций. У родителей повышается интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Проявляется четкость и единство требований по отношению к ребенку в ДОО и семье, что обусловлено повышением педагогической грамотности родителей.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество при организации работы с семьёй.

Сегодня в практике работы ДОО вовлечение родителей в образовательную деятельность стало приоритетным направлением в работе педагогов. Формы работы с родителями в рамках образовательной деятельности становятся все разнообразнее. Родители постепенно понимают свою значимость не только в воспитании, но и в образовании свих детей.

Принципы работы с родителями воспитанников требуют от педагогического коллектива максимального уважения к родителям, как к главным носителям семейных традиций, семейного воспитания. Ценности семьи ставятся на первое место, а образовательное учреждение призвано корректировать поведение родителей в области воспитания и образования.

Работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность должна быть со стороны ДОО постоянной, родители должны видеть заинтересованность педагогического коллектива, чувствовать свою необходимость для детей и педагогов, то есть исследование в рамках данной работы – это старт к новым возможностям и результатам.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формы взаимодействия с семьями дошкольников»
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 06:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формы взаимодействия с семьями дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Халяпина Екатерина (УИ 1369969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД