МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Характеристика деятельности педагога»

Айна Александрова
Консультация для педагогов «Характеристика деятельности педагога»

Профессиональные педагогические умения

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. Различные классифи-кации педагогических способностей представляли Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоно-болин, а в наиболее обобщенном виде они представлены В. А. Крутецким. Он выделил девять групп педагогических способностей.

Публикация «Консультация для педагогов „Характеристика деятельности педагога“» размещена в разделах

1. Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук. Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, сво-бодно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ве-дет хотя бы скромную исследовательскую работу.

2. Дидактические способности, т. е. способности передавать материал учащимся, делая его доступным для детей, преподносить им проблему до-ступно и понятно, вызывать у них интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, ориентировать на самостоятельное получение знаний.

3. Перцептивные способности. Понятие «перцепция» в переводе с ла-тинского означает восприятие, слово же «перцептивный» характеризует все, что относится к познавательному процессу восприятия. В данном случае име-ется в виду перцепция социальная, т. е. восприятие и понимание человека че-ловеком. К перцептивным педагогическим способностям относятся способ-ность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая наблюдатель-ность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и переживаемых им временных психических состояний.

4. Речевые способности, т. е. способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, ин-тонаций, пауз, громкости, мимики и пантомимики. Речь отличающегося этими способностями учителя на уроке всегда обращена к ученикам.

5. Организаторские способности (относятся к организации работы и учеников, и самого учителя). Педагог с высокими организаторскими способ-ностями может сплотить ученический коллектив, мотивировать его на реше-ние важных задач, а также правильно организовать собственную работу, ра-зумно планировать и контролировать ее. Одним из проявлений этих способ-ностей является выработка у опытных учителей своеобразного чувства вре-мени – умения правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки и даже без часов оценить количество прошедшего времени на уроке.

6. Авторитарные способности, т. е. способности к эмоционально-волевому влиянию на учащихся и умение на этой основе добиваться у них ав-торитета. Эти способности зависят прежде всего от волевых качеств учителя (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и др., а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, убежден-ности учителя в своей правоте и умения передать эту убежденность воспитан-никам так, чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя «сверху».

7. Коммуникативные способности, т. е. способность к общению с деть-ми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие педагогического такта.

8. Прогностические способности, или педагогическая интуиция. Это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при общении с каждым учащимся, какие формы и методы воздействия на него следует использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллек-туальном и личностном развитии.

9. Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Наличие этой способности особенно необходимо во время урока, где учителю приходится одновременно следить за содержанием и формой изложения материала (своими или отвечающего ученика, держать в поле внимания весь класс, реагировать на признаки утом-ления, невнимательности, непонимания, на нарушения дисциплины и нако-нец следить за собственным двигательным поведением (позой, мимикой, пан-томимикой, походкой, перемещениями по классу).

Исследователи школы Н. В. Кузьминой сделали важный вывод о том, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что дру-гие специальные способности (например, лингвистические, математические, артистические, музыкальные, художественные, литературные) включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специаль-ных способностей, которые: а) помогают; б) нейтральны; в) мешают педаго-гической деятельности.

Р. С. Немов среди прочих педагогических способностей отдельно выде-лил перечень способностей воспитательных, главными из которых являются следующие:

1. способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);

2. способность быть примером и образцом для подражания со сто-роны детей в мыслях, чувствах и поступках;

3. способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

4. способность приспосабливать воспитательные воздействия к ин-дивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

5. способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

6. способность находить нужный стиль общения с каждым ребен-ком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7. способность вызывать к себе уважение воспитываемого, пользо-ваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди де-тей.

Педагогические умения представляют собой совокупность различных действия учителя, посредством которых осуществляется его деятельность. В наиболее полной мере педагогические умения представлены в исследованиях А. К. Марковой. Она выделяет четыре основных вида умений, включающие в общей сложности девять групп.

Первый вид умений– психолого-педагогические. Их центральной со-ставляющей является умение учителя работать в изменяющихся педагогиче-ских ситуациях, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и заботясь об их психическом развитии. Психолого-педагогические умения можно разделить на три группы:

1. умения поставить педагогическую задачу и при ее постановке ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника об-разовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать педагогические ре-шения в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические це-ли и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач;

2. умения, связанные с самим процессом обучения, с ответами на вопросы, чему, кого и как учить. На вопрос «чему учить» отвечают умения работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи препо-даваемого предмета, обновлять учебный предмет. На вопрос «кого учить» от-вечают умения изучать психические функции учащихся и характеристики их обученности и воспитанности, видеть реальные учебные возможности школьников, различать их успеваемость и личностные качества, выявлять не только наличный уровень развития, но и зону ближайшего развития, предви-деть возможные затруднения учащихся, исходить из мотивации самих уча-щихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности, рас-ширять возможности их самостоятельной работы, работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы. На вопрос «как учить» отвечают умения применять оптимальные сочетания при-емов и форм обучения и воспитания, сравнивать и обобщать педагогические ситуации, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся, находить разные способы решения типичных педагогических за-дач и т. д. ;

3. умения использовать психолого-педагогические знания и послед-нюю информацию по психологии и педагогике, передовой педагогический опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затрудне-ния учащихся с недочетами в своей работе, видеть сильные и слабые стороны своего труда, формировать и оценивать свой индивидуальный стиль, анали-зировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей, строить планы развития и совершенствования своей педагогической деятель-ности.

Второй вид умений – коммуникативные. (Здесь и далее в каждый вид включаются по две группы умений, представляющие собой последовательные уровни их развития – от низкого к высокому.) Коммуникативные умения свя-заны с созданием атмосферы психологической безопасности для другого че-ловека и обеспечением условий для самореализации его личности. В реализа-ции коммуникативных умений большую роль играют педагогический такт учителя, его позиция как партнера по общению. В общей нумерации групп педагогических умений коммуникативные умения представлены четвертой и пятой группами:

1. умения ставить коммуникативные задачи, создавать условия пси-хологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению;

2. умения, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения понять позицию другого, проявить интерес к его личности, интерпретировать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения, создать обстановку доверитель-ности и терпимости, использовать преимущественно организующие.

Третий вид умений – самонаправленные. Данные умения необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. В общей классификации это шестая и седьмая группы:

1. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию пе-дагога, понимающего значимость своей профессии и способного противосто-ять трудностям, реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктив-ный, осуществлять творческий поиск;

2. умения осознавать перспективы своего профессионального разви-тия, определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные возмож-ности своих способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Четвертый вид умений – диагностико-прогностические. Они необ-ходимы учителю для составления верного представления об учащихся, при-чем не только в настоящее время, но и представления о том, что из них может получиться в будущем. В этот вид умений входят восьмая и девятая группы:

1. умения определять знания учащихся в начале и конце учебного года, определять сформированность их деятельности, умений и навыков, вы-являть отдельные показатели обучаемости, определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, стимулиро-вать учащихся к самообучению и непрерывному образованию;

2. умения оценивать состояние воспитанности, распознавать по по-ведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, которыми они ру-ководствуются, видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и делает, создавать условия для развития необходимых лич-ностных качеств у отдельных учеников.

Личностные качества педагога

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Исследо-ватели отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, целеустремленность, настойчивость, трудо-любие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчерки-вается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие ка-чества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учени-ков и сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

• способность делать учебный материал доступным;

• творчество в работе;

• педагогически-волевое влияние на учащихся;

• способность организовать коллектив учащихся;

• интерес и любовь к детям;

• содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

• педагогический такт;

• способность связать учебный предмет с жизнью;

• наблюдательность;

• педагогическая требовательность.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствова-ния, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, же-лание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональное самообразование и саморазвитие

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для пе-дагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный по-тенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самооб-разования.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогиче-ских знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по само-воспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Анализи-руя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель соверша-ет рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству. Ве-дущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовос-питания педагог является самообразование.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятель-ности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность в само-воспитании. Самый простой и в то же время самый надежный способ форми-рования профессионального идеала — самообразовательное изучение специ-альной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педаго-гов. Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием.

В проведенном нами исследовании, мы попытались показать, какое ме-сто отводили ведущие ученые-педагоги профессионализму педагога. Они считали, что профессионализм, зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств, а прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки всем обстоятельствам.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников ак-тивности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых и для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой дея-тельности. Среди условий можно выделить следующие:

• обращенность сознания на себя как на субъекта педагогической деятельности;

• переживание конфликтов;

• способность к рефлексии;

• организация самопознания профессионально-личностных качеств;

• использование совместных форм деятельности;

• широкое вовлечение будущего учителя в различные виды

профессионально-нормативных отношений;

• предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессиональных качеств, умений и навыков;

• формирование правильного оценочного отношения к себе и другим.

Потребность в саморазвитии педагога строится на идеалах личности.

Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если педагог ориентирован на ребенка и его интересы, то его лич-ностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ори-ентации на учебный предмет. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки.

Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с до-стигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести в формированию завы-шенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педаго-гов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют за-труднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей рабо-ты, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от жела-емых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая дея-тельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психи-ческих процессов: мышления, воображения, памяти. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональ-ную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое вообра-жение, наблюдательность.

Составной частью профессионального саморазвития являет-ся самообразовательная работа педагога.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственно-го труда, проявляются следующие компоненты:

• культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза;

• устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач;

• рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

• гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духов-ные силы.

Эффективный путь профессионального самообразования педагога - участие в творческих поисках педагогического коллектива, разработке инно-вационных проектов развития образовательного учреждения, авторских кур-сов и педагогических технологий.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат. С одной стороны - это изменения, которые происходят в личностном разви-тии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить, овладел ли будущий педагог этой спо-собностью, можно по тому, научился ли осуществлять следующие действия:

• целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

• планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазви-тия;

• самоконтроль: осуществлять сопоставление.

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений.

Исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

Hа начальной (первой) стадии овладения профессиональным самовос-питанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно опре-делено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вооб-ще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и спо-собы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания про-текает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со сто-роны значимого другого (преподавателя).

На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассу-дительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обосно-ванно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко.

Публикации по теме:

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Консультация для педагогов «Как составить отчет педагога о проделанной работе в учебном году» Отчет ФИО, воспитателя о проделанной работе в 2020-2021 учебном году1. Общие данные: Пешехонова Марина Юрьевна, высшее педагогическое, 37.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Характеристика деятельности педагога»
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 14:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД