Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Марина Смирнова
Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Подготовить старших дошкольников к обучению к школе – одна из главных задач воспитателей.

Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением писать и читать, писать и оперировать числами в переделах десятка, т. е. тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это еще не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).

Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте.

Таким детям, непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90% первоклассников). Данные опросов учеников первого класса показывают, что от школы они ждут в первую очередь возможности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице, «не спать днем», «гулять, когда ребята в садике еще не вышли». Детям нравятся занавески на окнах в классе, «вкусные булочки», «перемены, где бегают», тетрадки с котенком на обложке», и т. д. Эти ответы свидетельствуют о том, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята.

Что же нужно сделать? Воспитатель еще в старшей или подготовительной группах может объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами, картинки из школьной жизни для обсуждения. Например, на одной картинке нарисована девочка, делающая уроки, на другой – два мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей – стол с книгами и ящик с игрушками, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребенка, какая картина ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он выбрал бы сейчас – уроки или игрушки, а что – когда пойдет в школу…

Можно разложить на отдельном столике в группе книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звездочки светят?» Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Всё это вы узнаете в школе».

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.

Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе недостаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатель, психолог и сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник:

- заниматься одним делом (не обязательно интересным, в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

- правильно понимать с первого раза простейшие задания – например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

- действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

- действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок – квадрат, кружок – квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);

- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия вверх-вниз, над – под, направо – налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и т. д.);

- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше – позже, сначала – потом, одинаковое – разное;

- запоминать короткие стихотворения.

Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми, соблюдать приятые в общении правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.

Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, принимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину (например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один»). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Педагогам необходимо давать родителям рекомендации, как реагировать на аффективные вспышки, ребенка, - помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.

Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным, застенчивым. Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом–втором классах. Такие дети вряд ли смогут готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Поэтому «продленка» здесь нежелательна, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированным, посильными ему нагрузками и помощью взрослых.

Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов, как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности.

В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада?» 1 Как малыш идет в детский сад а с плачем б без эмоций в с удовольствием 2 Что умеет делать ребенок самостоятельно а есть б одеваться в.

Готов ли ваш ребёнок к школе? Консультация для педагогов и родителей Как проверить, готов ли Ваш ребёнок к школе?Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к школе. Физическая готовность.

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» Разработал воспитатель МБДОУ Староивановкого детского сада «Ромашка» Шрамкова.

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» Готов ли ваш ребенок к школе? До школы только один год. Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок успешно справлялся с программой.

Консультация для родителей в старшей группе «Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей в старшей группе: «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» Воспитатель: Валентина Казимировна Шепель. Ваш ребёнок читает,.

Консультация «Готов ли ребёнок к школе» Ребенок должен ответственно относиться к школе и учебе, управлять своим поведением, выполнять умственную работу, устанавливать контакт со.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готов ли ваш ребенок к школе?»Родительское собрание в подготовительной группе «Готов ли ваш ребенок к школе?» Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители, педагоги, гости. Мы рады вас приветствовать в нашем уютном детском саду. Сегодняшняя встреча.

Статья «Готов ли ребенок к школе?» Готов ли ребенок к школе? «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.

Сводная ведомость к анкете для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Анкетирование -это одна из форм работы с родителями. Мало её провести, надо ещё и обработать данные. Предлагаю вашему вниманию как это делается.

Заседание родительского клуба в ДОУ «Готов ли ваш ребенок к школе» Приближается тот день, когда ребенок войдет в первый класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок? Как будет учиться? Как.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 11:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Классный час в 4 классе «Поздравляем маму»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви!...
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык»
"Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор учащихся. ·...
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить, мне...