Анна Лискун
Консультация для педагогов и родителей «Портфолио дошкольника — с чего начать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Портфолио дошкольника – с чего начать?»
Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции в нашей образовательной системе. У каждого школьника портфолио давно уже есть, а теперь все чаще аналогичную книгу достижений предлагается завести и родителям дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Портфолио дошкольника — с чего начать?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Портфолио воспитателя и педагога
- Портфолио дошкольника
- Темочки
Конечно, многие родители по собственной инициативе ведут журнал развития своего малыша. К примеру, фиксировать успехи грудничка в специальном детском фотоальбоме - это уже практически традиция, которую многие родители продолжают и после достижения их чадом годовалого возраста.
Однако этот домашний отчет о развитии ребенка предназначается, как правило, только для домашнего пользования: забавные высказывания, смешные рисунки, необычные фотографии, результаты детских шалостей – это всё самое сокровенное, а потому не рассчитано на широкий круг посвященных.
Одним словом, перед портфолио дошкольника и его домашним аналогом (если таковой имеется) стоят совершенно разные задачи.
Зачем нужно портфолио дошкольника?
В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек.
От того, как будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. Потому при составлении портфолио дошкольника нужно руководствоваться несколько другими соображениями, чем при подборе материалов для домашнего архива.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения дошкольника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Мы предложили следующую структуру портфолио родителям :
Титульный лист - На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания.
Первая часть: оформляется родителями и ребенком.
Глава 1 «А вот и я»
1. «Полюбуйтесь на меня»- последовательно вклеиваются портреты ребёнка, сделанные в день рождения. Желательно, чтобы они были однотипные, т. е. все в полный рост, или все поясные, или только личико.
2. «Обо мне»- лист содержит информацию о времени и месте рождения ребёнка, о том, что означает имя ребёнка, в какой день празднуются именины. Хорошо если Вы напишете небольшой рассказ о том, как и почему было выбрано именно это имя ребёнку. Можно подобрать информацию о том, откуда пошла и что означает Ваша фамилия. Так же можно включит, информацию о знаменитых тёзках ( например: «Это имя так же носили…», известных однофамильцев тоже можно включить в этот раздел.
3. «Что ни слово- золото»- если Вы записывали или помните забавные словечки, интересные высказывания или новые, совершенно оригинальные слова, придуманные Вашими детьми, то в этом разделе мы предлагаем Вам собрать собственную удивительную коллекцию слов и высказываний Вашего ребёнка.
4. «Моя семья» - раздел содержит фотографии членов семьи или общую семейную фотографию и краткие рассказы о каждом. Можно использовать в рассказах черты характера, любимые занятия и информация о профессии членов семьи, а также особенности совместного времяпровождения.
5. «Чем могу, помогу»- разместите фотографии, на которых ребёнок помогает маме, папе или другим членам семьи. Фотографии дополняются коротким рассказами – пояснением.
6. «Мне интересно» - многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных шкалах, различных студиях и в кружках детского творчества. А кто-то целые часы, занимаясь любимым делом дома. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. В этом разделе Вы можете рассказать о хобби Вашего ребенка, и дополнить его фотографиями, рисунками и другими результатами их деятельности.
Вторая часть: оформляется педагогами и ребенком.
Глава 2 «Мои успехи»
Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то получает грамоты в спортивных соревнованиях. Данный раздел - копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.
Глава 3 «Планета детства»
Фото – отчет о жизни дошкольника в период посещения детского сада.
Глава 4 «В мире чудес»
Эта глава содержит фотографии работ (если они объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, вырезанные снежинки, постройки из конструктора и многое - многое другое. При оформлении этой главы мы подписывали каждую детскую работу, указывая: вид деятельности, тему, возраст ребенка.
Глава 5 «Пожелания»
Традиционно коллектив МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 201» «Планета детства» города Краснодара, оставляет напутствия и пожелания своим выпускникам.
Содержание: И, наконец, последний лист - содержание портфолио.
PS : Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «педагоги - ребёнок - родители». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
А. Н. Лискун, воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 201»