Лучший педагог года

Консультация для педагогов и родителей «Тактика взрослых по отношению к детям с патологическими привычками»

Мария Чернова
Консультация для педагогов и родителей «Тактика взрослых по отношению к детям с патологическими привычками»

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанное, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств. Несмотря на то, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка и способствуют снятию эмоционального напряжения, они вместе с тем оказывают и негативное влияние на развитие ребенка, отвлекают его от процесса познания и угрожают задержкой психического развития.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Тактика взрослых по отношению к детям с патологическими привычками“» размещена в разделах

Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста считаются: сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм. Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы и ритмическое раскачивание головой и туловищем. Рассмотрим каждую привычку подробнее.

1. Сосание предметов, пальца

Сосание - это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка – это вернейший способ успокоиться, уменьшить чувство беспокойства, возможность на время забыть физическую или душевную боль. При дефиците общения, воспитательного воздействия, сосание является средством компенсации недостающего внимания к себе. Ребенок как бы отключается от жизненных трудностей, уходит в себя. Сосание большого пальца встречается у 13% детей дошкольного возраста. Оно чаще встречается у детей с флегматическим темпераментом: неторопливых, медлительных и обстоятельных. Предпосылкой сосания пальца может быть недостаточное грудное вскармливание, неудовлетворенность сосательного инстинкта в грудном возрасте. Клинической предпосылкой сосания пальца может быть невропатия с нарушенным засыпанием, частыми простудами, ОРЗ. Часто встречаются минимальная мозговая недостаточность или дисфункция с характерным для них неустойчивым и трудноконцентрируемым вниманием, легкой истощаемостью, неусидчивостью.

2. Грызение ногтей

Грызение ногтей более характерно для старшего дошкольного возраста. Способствуя уменьшению повышенной возбудимости и чувства беспокойства, оно носит непроизвольный, автоматический характер и появляется в состоянии любого возбуждения или волнения, в том числе при разговоре, ожидании, выступлении, просмотре интересных телепередач и т. д. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, избавиться от которой чрезвычайно трудно.

3. Онанизм

Онанизм (мастурбация) - раздражение половых органов руками, раздражение сжатием ног, трение о различные предметы и т. п. У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Онанизм как патологическая привычка имеет физиологические, психологические и клинические предпосылки. В физиологическом плане это, прежде всего, активный, нередко неукротимый темперамент и соответствующая ему повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения. Психологические предпосылки онанизма можно свести к: неправильному воспитанию (излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и частые физические наказания); проблемам эмоционального контакта с родителями, которые нарастают при недостатке ласки, раннем выходе матери на работу, передаче ребенка родственникам и няням или даже в круглосуточные ясли или детский сад. Способствует возникновению онанизма и насильное кормление, несмотря на нежелание ребенка есть. Клинической предпосылкой онанизма, как и вообще патологических привычек, является повышенный уровень возбудимости большей частью как проявление невропатии. Также на развитие онанизма влияет дополнительная потливость, вследствие болезни или чрезмерного укутывания, диатез с зудом, трение тесной одежды.

4. Болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания)

Выражается в выдергивании собственных волос, бровей, ресниц, часто с последующим манипулированием ими, реже – проглатыванием. Могут быть варианты, когда крутятся, подергиваются и выдергиваются не только свои, но и чужие волосы, волосы кукол, шерсть животных, все ворсистое пушистое, что попадается в руки. Трихотилломания нередко сопровождается чувством удовольствия. Наблюдается в основном у девочек школьного возраста, но может проявляться и в раннем детском возрасте. Выдергивание волос иногда приводит к местному облысению. У некоторых детей отмечается снижение болевой чувствительности к данному действию. Трихотилломания может быть проявлением условно-рефлекторного автоматизированного действия, иметь защитный характер при наличии навязчивых опасений, а также может быть связана с патологическим извращением (мазохистическим) влечений. Как правило, у детей с подобной привычкой отмечается сниженный фон настроения, тревожность. Психологический стресс, являющийся причиной вырывания волос, может возникнуть в разнообразных ситуациях, включая рождение или смерть брата или сестры, болезнь родственника, постоянные семейные неурядицы или внезапные резкие изменения в окружении, например переезд на другую квартиру. Изредка ребенок может дергать себя за волосы вследствие раздражения кожи головы, причиной которого являются псориаз, дерматомикоз или себорейная экзема.

5. Ритмические раскачивания головой или туловищем - (яктация)

Представляет собой ритмичное стереотипное раскачивание туловищем или головой взад - вперед или из стороны в сторону. Возникает преимущественно перед засыпанием или после пробуждения. У мальчиков встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Как правило, раскачивание сопровождается чувством удовольствия, а попытки окружающих помешать - вызывают недовольство и плач. Факторы, приводящие к яктации, в целом схожи с таковыми при сосании пальцев. Особое значение в происхождении яктации имеет хронический дефицит внешней ритмической стимуляции, ограничение двигательной активности. Дети, страдающие яктацией, часто имеют от рождения повышенную потребность в сенсорной стимуляции и уже с первых месяцев жизни проявляют особую любовь к укачиванию, ритму, музыке.

К психотравмирующим факторам, провоцирующим возникновение яктации, относятся, в первую очередь, разлучение ребенка с матерью и, как следствие, воспитание его в детских закрытых учреждениях (домах ребенка). Не меньшую роль играют конфликтные отношения между членами семьи или коллектива, эмоциональная и физическая перегрузки. Яктация часто осложняется биением головы о горизонтальную или вертикальную поверхность, что приводит к видимым косметическим дефектам (отечность и припухлость лба, гематомы). Описано также интенсивное кручение головой с частотой, доходящей до частоты сердечного ритма. Наконец, раскачивание может сопровождаться характерным эмоциональным подъемом, доходящим до выраженного возбуждения («гневливая яктация»).

В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Фиксации привычек помогает чувство удовольствия, которое испытывает ребенок и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек. В основе любой вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. Многие из привычек возникают у детей, которых с раннего детства воспитывали строго, жестко, чрезмерно требовательно. Часто причиной становится перенесенный ребенком стресс, смена обстановки, вынужденное отлучение от матери, наличие у ребенка отрицательных эмоций (неудовлетворенности, страха, неуверенности, тревоги, стыда). Даже нереализованная потребность в грудном вскармливании позже дает о себе знать. Для предотвращения возникновения патологических привычек, родителям необходимо: стараться как можно дольше сохранить грудное вскармливание; не отбирать у младенцев соску, если таким способом они компенсируют отсутствие маминой груди; не бояться укачивать малыша, если он по-другому не может уснуть; не оставлять детей подолгу одних в постели, если им не спиться; стараться находиться с ребенком всякий раз, когда у него возникает в этом потребность; не перекладывать своих обязанностей по уходу за малышом на других членов семьи; не стыдить ребенка за неудачу в каком-то деле и не подгонять его ни в чем; стараться избегать непомерных нагрузок на ребенка (физических, и особенно умственных; не позволять ребенку подолгу засиживаться на горшке/унитазе;не допускать запоров – они нередко способствуют появлению онанизма; проверять ребенка на наличие гельминтов; тщательно следить за гигиеной промежности и ножек во избежание зуда; не быть с детьми слишком строгими и авторитарными; стараться избегать всяческих конфликтов в семье. Занятие детей музыкой, танцами или спортом также дают хороший профилактический результат.

Если привычка все же сформировалась, родители и педагоги должны направить свои действия на борьбу с причиной появления привычки,а не на борьбу с ребенком, совместно выработать и придерживаться определенной тактики поведения по отношению к детям с патологическими привычками. Так, при проявлении патологической привычки у ребенка не стоит его за нее наказывать и запугивать, в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия, насильно отказавшись от привычки, ребенок тут же заменит ее другой. Не следует принуждать ребенка давать обещания «больше так не делать» – он еще слишком мал для их выполнения. Это может повлечь за собой появление чувства вины, неуверенности в себе и необязательности в будущем. Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за его привычки. Пытаясь отучить ребенка от привычки, приносящей ему успокоение, умиротворение или стабилизацию нервного напряжения, прежде следует придумать, чем ее можно заменить. Необходимо обеспечить ребенку новые позитивные эмоции, впечатления, интересные захватывающие познания, научить его правильно выражать свои эмоции, особенно гнев и агрессию. Ведь именно ради этого дети часто прибегают, к примеру, к кусанию ногтей. Также стоит научить получать удовольствие адекватно, ради чего детки нередко прибегают к онанизму, хотя и несознательно. Научить ребенка разряжать обстановку в игровой форме.

Не пресекать вспышек гнева, давать возможность выпустить пар естественным образом. Отдельно стоит отметить, что, борясь с детским онанизмом, нельзя усердствовать при купании, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка; оставлять ребенка надолго в постели без сна одного; надевать тесную одежду; насильно кормить ребенка. В момент исполнения ребенком своего ритуального действия стоит постараться ненавязчиво переключить его внимание на что-нибудь более интересное и продуктивное. Следует перестать обсуждать вредную привычку, вообще не упоминать о ней, не фиксировать ее в мозгу ребенка и не концентрироваться на ней. Это поможет ребенку быстрее забыть о навязчивом действии. Стоит постараться уменьшить причины нервного напряжения: если малыш боится темноты, оставлять дверь приоткрытой, чтобы он мог видеть полоску света или включайте ночник в детской, ввести запрет на страшные сказки и мультики. Следует поощрять «взрослые» моменты в поведении ребенка: учить читать, плавать, ездить на велосипеде, записать ребенка в танцевальный кружок или спортивную секцию и почаще хвалить за успехи. Устраняя привычку, надо всячески стараться восполнить тот недостаток внимания, из-за которого она появилась.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в основе любой вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. При этом потребность в ласке и тесном физическом контакте может быть у детей разной. Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит чрезмерно преувеличивать их значения, одним словом, чем больше стремление взрослых убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы, тем меньше шансов устранить причину появления привычки. Прямолинейная настойчивость раздражает малыша и провоцирует конфликты, в связи с этим психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки, поэтому к патологическим привычками необходимо относиться с должным вниманием, только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.

ДЕТСКИЙ ОНАНИЗМ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В последнее время многих родителей интересует вопрос: «Что такое детский онанизм, и как с ним бороться?».

К онанизму склонны дети из неблагополучных семей, не только тех, где родители пьют, но и вполне культурных и обеспеченных, где родители находятся в «вечном» конфликте или в процессе развода. Тревожный ребенок переживает панический страх в ситуациях, когда родители ссорятся. Дети переживают внутреннее напряжение, которое требует разрядки – вот самый типичный путь развития детского онанизма, который, по всей видимости, проходит большинство людей.

Так же одной из причин возникновения онанизма у детей является недостаток эмоционального контакта с родителями, неудивительно, что такие дети неоткровенны с родителями. Скрывая многие из своих чувств и переживаний, они зачастую живут в своем воображаемом, закрытом от окружающего мире, в котором компенсирует недостаток тепла и любви со стороны взрослых.

Способствует возникновению онанизма и насильное кормление, буквально вталкивание пищи, несмотря на нежелания ребенка есть, особенно у детей с невропатией. А так же недостаток санитарно-гигиенических процедур.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМ?

Если Вы застали ребенка за онанизмом:

- прежде всего, не пугайте ребенка криками, запретами, наказаниями. Ему непонятно, почему именно за это наказали намного сильнее, чем, скажем, за употребление «плохих» слов. Просто попросите его перестать;

- нельзя запугивать ребенка угрозами типа: «Будешь крутить - оторвется». Страх остаться без существенной детали тела у мальчиков приводит к серьезным взрослым комплексам, которые в психоанализе называются «комплексом кастрации», и часто ведут к психической импотенции;

- обязательно проанализируйте вашу домашнюю обстановку, что именно может вызывать у ребенка переживания. Укладывая спать, посидите с ним подольше, поговорите, приласкайте: уход в сон в хорошем эмоциональном состоянии – очень важный фактор для снятия тревоги у детей;

- в возрасте от 3-5 лет онанизм может быть связан с чисто исследовательским интересом. Ребенок познает свое тело, а заодно сталкивается с новыми еще неизвестными ощущениями.

КОГДА ОНАНИЗМ – СИГНАЛ ОПАСНОСТИ?

Тогда когда он приобретает патологический характер.

Клинической предпосылкой онанизма является повышенный уровень возбудимости большей частью как проявление невропатии. Другим проявлением невропатии является расстройство сна: затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон. Долгое нахождение в постели без сна провоцирует проявление онанизма, поскольку возникает беспокойство и желание его устранить.

При упорном течении онанизма остановить его сразу практически невозможно. Даже резкое прерывание одной попытки проходит крайне болезненно, вызывая у ребенка раздражение, злость и обиду.

Необходимо подчеркнуть важность повышения активности в движениях, выражение чувств, проведение общеоздоровительных спортивных мероприятий. Даже ежедневные прогулки перед сном нередко оказывают магическое воздействие, не забывайте и о водных процедурах повышающих чувство тела: купание, душ, обтирание.

Если же попытки онанизма и после этого имеют место, можно рекомендовать обратиться к гинекологу и урологу (в зависимости от пола ребенка). Затем целесообразен визит к невропатологу, а уж потом к психологу и, тем более психотерапевту.

Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это – естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст от 3 до 6-ти лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Но если такое поведение ребенка нормально и даже разглядывание детей противоположного пола считается вполне допустимым, что же тогда считать онанизмом? Когда норма переходит в патологию?

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, поэтому в таком возрасте говорить об онанизме (мастурбации) рано. Онанизм – способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки (перед сном, спрятавшись в укромном местечке) и делает это регулярно, вот тогда можно говорить о патологической привычке.

В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3 % девочек дошкольного возраста (по А. И. Захарову).

Предпосылки возникновения онанизма:

1. Физиологические.

- Активный, неукротимый темперамент (холерик) и как следствие повышенная потребность в разрядке психического напряжения.

- Если девочка не любит играть с куклами, предпочитает дружить с мальчиками; если у мальчика ярко выражены мальчишеские черты поведения.

2. Психологические.

- Неправильное воспитание: излишняя строгость, ограничение активности, большое количество запретов, физические наказания (особенно шлепки по попе, порка ремнем).

-Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, внимания, положительных эмоций, раннее отлучение от матери. Такие дети скрывают свои чувства, эмоции, переживания, часто живут в своем, придуманном мире.

- В семье появляется второй ребенок, и старший ощущает себя ненужным, нелюбимым.

- Насильное кормление тоже способствует возникновению онанизма. В этом случае происходит сложный компенсаторный процесс: рефлекторная зона рта и губ «молчит» (ребенок не получает удовольствие от пищи, при этом начинает говорить генитальная зона, которая создает напряжение, требующее разрядки.

- Психологическое заражение – взрослые часто берут ребенка к себе в постель, излишне ласкают, целуют в губы, или излишне тщательно соблюдают гигиену (частые подмывания и т. д.). Бывает, что ребенок повторяет увиденное у сверстников или по телевизору.

3. Клинические.

- Проявление невропатии – расстройство сна, плохое засыпание – приводит к накоплению беспокойства, которое таким образом устраняется. Излишнее укутывание, тесная одежда.

Что ещё может спровоцировать появление онанизма?

• Единственный ребенок в семье, изолированный от детского общества.

• Высокая эмоциональность ребенка.

• Повышенная возбудимость.

• Патологии беременности, нежеланная беременность.

• Когда родители хотели ребенка одного пола, а «получился» - другого.

• Чрезмерная принципиальность родителей.

• Импульсивность, несдержанность отца.

• Холодность матери.

Как помочь ребенку?

1. Прежде всего выясните причину возникновения привычки.

2. Ни в коем случае не стыдите, не наказывайте, не ругайте.

3. Можно даже не говорить с ребенком на эту тему, но в корне поменять воспитательные методы, отношение с ребенком.

4. Предоставьте ребенку больше свободы, возможности самостоятельно действовать.

5. Чаще хвалите.

6. Обстановка в семье должна быть спокойной, доброжелательной.

7. Если ребенок хочет бегать, прыгать, не удерживайте его, а, наоборот, обеспечьте физическими нагрузками (прогулки на свежем воздухе, спортивная или танцевальная секция).

8. Поощряйте ребенка в выражении чувств и эмоций, если он не умеет адекватно реагировать на негативные эмоции – учите.

9. Чаще общайтесь на нейтральные темы, избегая нотаций.

10. Вовремя лечите потницу, диатез, глистные заболевания; урологические и гинекологические заболевания.

11. Одежда должна быть чистой, свободной, не натирающей тело.

12. Не пугайте малыша страшными последствиями его «грязных» действий! Это приведет к возникновению комплекса неполноценности, что в будущем выльется в проблемы с познанием своего тела, проблемы с сексом во взрослом возрасте.

13. Не унижайте ребенка допросами, осмотром, обсуждением этой темы при посторонних.

14. Пересмотрите питание (меньше сладкого, острого, соленого).

Помните! Онанизм – способ разрядки нервного напряжения. Если справиться с напряжением, онанизм «уйдет».

Любите своего ребенка! Чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения.

Публикации по теме:

«Безопасность детей — забота взрослых». Консультация для родителей КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕЗОАСНОСТЬ ДЕТЕЙ – ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ» Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно.

Фотоотчет «Совместный субботник родителей и педагогов ДОУ. Приучаем детей к бережливому отношению к природе»Фотоотчет «Совместный субботник родителей и педагогов ДОУ. Приучаем детей к бережливому отношению к природе» «Земля — наш общий дом» Мы родились на планете Земля. И с детства учимся любить, оберегать и разумно пользоваться ее богатствами. Все мы,.

Консультация для педагогов «Первая помощь детям при тепловом и солнечном ударах» ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕСолнечный удар – более тяжелая степень теплового удара, его последствия намного тяжелее:.

Консультация для педагогов и родителей «Пусть детям снова станет скучно» Пусть детям снова станет скучно «Мне скучно». Короткая фраза, которая тем не менее способна мгновенно погрузить родителя в чувство вины,.

Консультация для педагогов «Речь педагога как пример детям-дошкольникам» Культуре речи всегда уделяли много внимания. Она свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике и воспитании человека. Владение культурой.

Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых»Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых» «Азбука финансов для взрослых» (Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности) «Можно смотреть на деньги свысока,.

Консультация для родителей по ПДД «Безопасность детей — забота взрослых» Воспитатель : Белозерова Ю. В. Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной.

Консультация для родителей «Безопасность детей-забота взрослых» Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут ответственность за безопасное пребывание детей в детском саду. Приводя ребенка в детский сад,.

Консультация для родителей «Роль взрослых в жизни ребёнка 2–3 лет» Для ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги,.

Отдых взрослых и детей летом. Консультация для родителей Отдых взрослых и детей летом. [/b] Цель:Создание образовательно–семейного пространства, как среды развития личности ребенка дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Тактика взрослых по отношению к детям с патологическими привычками»
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 23:53
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД