Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»

Наталья Пухова
Консультация для педагогов «Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»

Подготовила воспитатель Пухова Наталья Серафимовна

Актуальность технологии развития критического мышления

Публикация «Консультация для педагогов „Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

состоит в том, что она является одним из методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задачи критического мышления.

Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями, учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

.

Технология критического мышления состоит из трё х этапов: 1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний) 2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации) 3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме. Эта стадия позволяет:

• Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;

• Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;

• Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику :

• Получить новую информацию;

• Осмыслить информацию;

• Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Стадия предполагает:

• Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

• Присвоение нового знания, новой информации ребенком;

• Формирование у дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Приёмы развития критического мышления :

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Прогнозирование

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Корзина идей и многое другое.

Теперь, что касается использования элементов критического мышления в развитии речи дошкольников.

На стадии вызова я хотела бы выделить прием «Прогнозирование».

Стадия вызова:

«Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Петрушевская Людмила Стефановна От тебя одни слезы»- Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе Петрушевской «От тебя одни слезы»? О ком или о чем пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций.)

На стадии осмысления в своей работе я применяю много приемов, например:

Стадия осмысления:

. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: волк, лиса, заяц и т. д.

«Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему? А что, если? Почему вы думаете, что?

. «Синквейн» («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Стадия рефлексии:

«Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Из простых кластеров в качестве примера вот:

Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Животные», «Птицы и другое.

Но кластеры можно составлять и по-другому.

Как мы составили кластер к сказке «Серебряное копытце».

После прочтения сказки и небольшого анализа, я назвала детям пословицу «Добро оплачивается добром» и попросила их объяснить, как они понимают ее.

Далее, я прикрепила эту пословицу на доску (слайд 13)

представила детям много иллюстраций и попросила выбрать иллюстрации те, в которых, по их мнению, они увидели проявление доброты в этой сказке, при этом аргументируя и пересказывая эпизод.

Оставшиеся иллюстрации мы внимательно рассмотрели и пересказали еще по ним.

Задачи, которые я ставила при составлении этого кластера:

Развитие речи как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой (сказами П. П. Бажова).

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Технология развития критического мышления для меня имеет значимый профессиональный интерес.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 5 октября 2022 в 17:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование элементов технологии критического мышления в развитии речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пухова (УИ 528936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД