Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»

Анна Самойлова
Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»

«Как правильно организовать и провести мастер-класс»

Консультация для педагогов

Подготовила:

Самойлова Анна Валерьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2020 г.

Публикация «Консультация для педагогов „Как правильно организовать и провести мастер-класс“» размещена в разделах

Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, которые решают поставленную перед ними задачу. Мастер-класс - это занятие практической направленности с профессиональной аудиторией слушателей, на котором педагог-мастер представляет свой педагогический опыт по актуальным вопросам.

Проводить мастер-класс и обращаться к профессиональной аудитории педагог может только тогда, когда уверенно овладеет материалом. Мастер – это человек, который хорошо знает какую-либо проблему и профессионально может показать ее решение. Это человек, который умеет хорошо и ловко что-то делать. Поэтому в ходе мастер-класса педагог-мастер не просто сообщает новую информацию коллегам, а передает способы деятельности.

Мастер-классы представляют интерес для тех педагогов, которые хотят:

• разработать собственную авторскую образовательную программу;

• освоить новую технологию, методику;

• повысить профессиональное мастерство в конкретном вопросе или виде деятельности.

Цели и задачи мастер-класса

Перед тем как готовиться к мастер-классу, важно понять, с какой целью вы будете его проводить и какие задачи с его помощью решите. Существует несколько интерпретаций общей цели любого мастер-класса :

• трансляция уникального педагогического опыта;

• создание условий для профессионального общения, самореализации;

• повышение педагогического мастерства;

• распространение передового педагогического опыта;

• внедрение новых педагогические технологий.

Основные задачи мастер-класса :

• обобщить опыт педагога;

• передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов;

организовать совместную отработку методических подходов педагога;

провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса;

• оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.

Тематика, формы проведения и продолжительность мастер-класса

Тематика мастер-классов может быть любая : обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования педагогических технологий, авторские приемы применения технологий на практике. При этом формулировать тему мастер-класса следует по формуле : «Что сделано? – С помощью чего сделано? – Какой будет конечный методический продукт?». Последовательность составляющих формулы может быть другой.

По времени мастер-класс может длиться от 15 минут до 6 часов. Это зависит от мероприятия, на котором проводится мастер-класс. Если в рамках курсовой подготовки педагогов, то мастер-класс может занять более длительное время. Если это происходит на педагогическом совете, то 15–30 минут. Если мастер-класс – один из этапов профессионального конкурса, то время его проведения регламентирует соответствующее положение о данном конкурсе.

В какой форме проводить мастер-класс, выбирает сам педагог-мастер. Этот выбор определяется наработанным стилем профессиональной деятельности. Существуют разные формы проведения мастер-класса :

• сюжетно-ролевая игра (форма групповой работы);

• представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;

• самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике педагога-мастера;

• совместное моделирование какого-либо мероприятия.

Мастер-класс имеет определенную структуру:

• теоретическую часть;

• показ или демонстрацию технологии процесса;

• практическую часть – создание продукта;

• презентацию продукта (афиширование);

• выводы (рефлексию).

На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер :

• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;

• представляет участникам мастер-класса технологию;

• формирует рабочие творческие группы;

организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;

• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Самый ответственный момент - это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.

Пример подготовки и проведения мастер-класса

Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса. Это итоговое мероприятие, в рамках которого педагоги изготавливают куклы-игрушки и предлагают варианты их практического использования в образовательной деятельности – мастер-класс «Такие разные куклы».

Структура мероприятия включает три части: общую организационную, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).

План проведения итогового мастер-класса «Такие разные куклы»

• Мини-презентации мастерских, распределение участников по секциям (выбор бейджа или пригласительного буклета).

• Практическая часть (мастерские) - создание куклы-игрушки.

• Игровая часть - творческая игра с элементами импровизации с куклой-игрушкой в заранее созданном игровом пространстве.

• Итоговая презентация творческой игры с использованием куклы-игрушки в игровом пространстве для всех участников мастер-класса.

• Обсуждение и обмен мнениями.

На этапе подготовки итогового мероприятия формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.

Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских, решает организационные вопросы : подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, демонстрационные буклеты, оформляет презентации.

По итогам презентаций мастерских участники выбирают, куда пойдут. В мастерских они делают с мастером свою куклу, разрабатывают игровое пространство, предлагают творческую игру с куклой с элементами импровизации. На заключительном этапе - этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют куклу, которую сделали, и предлагают варианты ее использования в образовательной деятельности.

Остановимся подробнее на этапах. Презентация каждой мастерской представлена красочными буклетами, флайерами, визитками. Чтобы привлечь педагогов, мастера оформляют небольшие выставки с результатами продуктивной деятельности - самодельные куклы.

У презентационного стола педагоги берут пригласительные на участие в конкретном мастер-классе : красочные листовки, билеты, открытки. В качестве пригласительного можно использовать предметы, которые пригодятся для работы. Например, для мастер-класса «Куклы из ниток» - клубочек цветных ниток; для мастер-класса «Кукла из пластиковой ложки» - ложку.

Общая вступительная часть проводится в музыкальном зале детского сада, столы и стулья в котором расставлены по кругу. Для итоговой части каждого мастер-класса отводится определенный сектор. Педагог, который проводит обучение в мастерской, заранее подготавливает пространство для игровой презентации в соответствии с темой и сюжетом игры. В общей части обсуждаются цели и задачи мероприятия, педагоги делятся на практические группы.

Практическая часть мастер-класса проводится в разных помещениях детского сада - в мастерских, где педагоги создают кукол. Это может быть физкультурный зал, кабинет педагога-психолога или иное пространство. Их мастера выбирают и подготавливают заранее.

В мастерской в течение 20–40 минут (в зависимости от сложности технологии) педагоги знакомятся с процессом изготовления той или иной куклы и сами пробуют создать авторский продукт. Здесь же они обсуждают возможные темы для итоговой презентации творческой игры с использованием куклы в игровом пространстве.

Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.

Изготовление кукол из ниток - увлекательное занятие. Когда куклы созданы, с ними можно разыгрывать различные сюжеты и включать в другие игры. Например, провести творческую игру «Туземцы на острове». Для создания кукол-туземцев необходимы новые знания: где живут туземцы, как выглядят, что они едят, как охотятся. Мотив к познанию в этом случае тесно связан с игрой. Новые знания помогут в создании игрового пространства для этих кукол - «острова». Вариантов и сюжетов для творческих игр много: «Охота», «Праздник на острове», «Семья туземцев» и др.

Мастер-класс «Волшебное превращение ложки» по изготовлению кукол из пластиковых ложек поможет организовать игру «Бал для Золушки». Оформление игрового пространства идет по известной сюжетной линии сказки «Золушка». Тут может появиться настоящая тыква, которая превратится в карету. Под музыку могут танцевать все персонажи сказки.

Варианты игрового пространства для проведения творческой игры с куклой

Мастерская «Куклы из ниток»

Тема игры Материалы Творческая игра

«Племя туземцев» Шерстяные нитки светло-коричневого, шоколадного и черного цветов, декоративные элементы: бусины, деревянные палочки, тесьма «Туземцы на острове»

Игровое пространство – «остров». «Остров» – большой лист ватмана неправильной формы. Для создания ландшафта «острова» поверхность ватмана тонируется красками или гуашью, декорируется пластилином. Возможные материалы для оформления: камни, песок, деревянные палочки, солома, разноцветные ткани, фигурки диких животных, искусственные деревья, макет костра и хижины. Участок моря – синяя ткань. Дополнительные объекты – предметы-заместители

Мастерская «Волшебное превращение ложки»

Тема игры Материалы Сюжетно-ролевая игра

«Бал для Золушки» Пластиковые ложки; ткани для изготовления одежды: органза, тюль, кружево; тесьма; цветные нитки; двойной скотч «Бал»

Игровое пространство – «дворец». «Дворец» – большая картонная коробка. Нижняя часть коробки – пол, боковые части – стены. Для имитации зеркальных стен используется пищевая фольга, для бального паркета – ткань в клетку. Возможные предметы для оформления: игрушечная мебель (стол, стулья, игрушечная посуда, свечи из бумаги и новогодние гирлянды. Дополнительные объекты – предметы-заместители

Принцип мастер-класса :

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю - вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.

Пример проведения мастер-класса

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Теоретическая часть:

• постановка цели и задач мастер-класса;

• краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.

2. Практическая часть:

• зарисовки образцов;

• изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);

• оформление готовых работ.

3. Подведение итогов:

• просмотр и обсуждение выполненных работ;

• самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;

• ответы на вопросы участников мастер-класса;

• общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению);

• заключительное слово педагога-мастера.

Заключение

Мастер-класс - это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собственного опыта, каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.

Список литературы

1. Богачева И. В. Б73 Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2012. - 92 с.

2. Дигурова Т. М. Как провести мастер-класс. Т. М. Дигурова, Н. В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С. 13-22.

3. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 1. - С. 84-87.

Публикации по теме:

Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.

Консультация «Как провести день книжки-малышки» Как провести день книжки-малышки. Закончился День книжки-малышки в нашем детском саду. Замечательный день! Воспитатели всех групп провели.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду»Консультация для родителей «Как организовать день рождения ребенку в детском саду» Первые годы жизни маленького человечка очень важные. Детские воспоминания навсегда остаются в памяти, поэтому родителям хочется, чтобы они.

Консультация для родителей «Как правильно организовать совместный семейный отдых?» Уважаемые родители, сегодня хотим Вам рассказать, как организовать семейный отдых, чтобы каждый член семьи остался с позитивными эмоциями.

Консультация для родителей «Как провести новогодние каникулы»Консультация для родителей «Как провести новогодние каникулы» Новогодние праздники-это не только елка, много сладких угощений, но и длинные каникулы. Посвятите эти дни общению с ребенком, семье. Кроме.

«Как провести выходной день с ребенком». Консультация для родителей«Как провести выходной день с ребенком». Консультация для родителей Консультация для родителей. "Как провести выходной день с ребенком. " В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве.

Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребенком» «Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». /Джордж Бернард Шоу/ Выходные дни – это время,.

Консультация для родителей «Как с пользой для ребенка провести лето» Наступило лето. Лето прекрасная пора для того, чтобы провести его с пользой. Это время не только для отдыха, но и для закаливания, оздоровления.

Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни»Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни» Групповой адвент-календарь Думаю, ни для кого не секрет, что порой ожидание становится иногда ярче самого праздника. У иных – наоборот,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как правильно организовать и провести мастер-класс»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 19:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД