Консультация для педагогов «Мнемотехника»

наталья макаева
Консультация для педагогов «Мнемотехника»

Подготовила Макаева Н. И

Слайд 1 Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши - дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приему мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. Что такое мнемотехника?

Слайд 2. Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общем памяти путем образования ассоциаций (связей).

То есть это своего рода конспекты в картинках. Эта технология органично встраивается в воспитательно -образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.

Слово «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 3 Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 4 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Слайд 5 Структура мнемотехники. Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

С яслей, младших групп начинают использовать мнемоквадраты.

Мнемоквадраты – это яркие одиночные изображения, это отдельный рисунок с определенной информацией, которое означает одно слово, словосочетание или предложение.

Самые известный мнемоквадрат, который знаком каждому – это знаки зодиака. Они помогают узнать, каким талантами и отличительными чертами мы обладаем.

. В детском саду на шкафчиках, кроватках, в умывальных комнатах над полотенцами изображены какие – либо красочные предметы. Таким образом, каждый ребенок запоминает, что его вещи в группе – те, которые находятся под определенной картинкой, т. е. дети и взрослые ориентируются по ярким мнемоквадратам.

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять также с младшей группы ДОУ. На них могут быть изображены процессы мыть рук, одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Слайд 6 Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки.

Мнемодорожки – это уже квадраты из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, разучить стихи, загадки и прочее, выполнить алгоритм действий.

В средней группе начинают работать с мнемотаблицами.

.Слайд 7 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Она представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.

Слайд 8 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Слайд 9 Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращается время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений текстов.

Слайд 10, 11, 12 Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной деятельности, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1-обучающие, содержат познавательный материал;

2-развивающие, содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

Слайд 13 Правила занятия по мнемотаблицам.

Для того, чтобы занятия мнемотехников приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после из успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.

2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.

3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возрасте, не должно превышать 9.

4. Не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только пожеланию ребенка.

Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в первый день могут использоваться таблицы на тему «осень», во второй –на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для:

- обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов;

- в режимных моментах;

- в самостоятельной деятельности.

Таким образом, в результате использования мнемотаблиц:

-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;

- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приемы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребенок с раннего детства познакомится с этой методикой, тогда большие объемы информации точно не вызовут в нем растерянности и ужаса. Все новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования у детей связной речи» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связанной речи, через.

Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР»Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР» Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Мнемотехника»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 17:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. День рождения Елены Благининой

Знакомые с детства стихи про маму, про цветок-огонек, про радугу и одуванчик — звонкие чистые строчки поэтессы Елены Благининой включены в каждую детскую хрестоматию. Их переиздают для всё новых поколений...

26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей...
Воспитатель Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на занятии и на каком месте мы остановились. ( о космосе, Вселенной, мечтали летать,...
Оформление участка «Сказочный мир»
На участке дети проводят много времени, здесь проходит их активная деятельность. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре,...
Фотоотчет «Социальная акция по ПДД «Защитим детей на дорогах»
В рамках широкомасштабной акции "Внимание, дети! " , которая по традиции проводится в преддверии летних каникул в целях профилактики дорожно-транспортных...