МААМ-картинки

Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности

Мария Максимова
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности

По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, из них – дошкольники.

Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во-вторых, в ДОУ еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами дорожной безопасности.

Публикация «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности» размещена в разделах

Главная наша цель – формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Система работы по данной теме включает:

- создание предметной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки. Дорожные знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб;

- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;

- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, организация совместных досугов;

- взаимосвязь с работниками службы на дорогах, пожарной безопасности.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа.

Цель 1-го этапа – формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого нужно создавать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работу по формированию правил пожарной безопасности включать в календарный план, знания и умения закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Занятие нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес.

В средней группе проводятся занятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях.

Цель 2-го этапа – формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Так, во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?».

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей :

- личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;

- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

В работе используются различные формы и методы, такие, как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели: утюги, плиты.

Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».

«Нельзя» :

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; брать горящие угли;

- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

Цели 3-го этапа – формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В подготовительной к школе группе дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Можно проводить экскурсию в пожарную часть, где инспектор детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. На занятиях детям нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста, а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого использовать яркие, выразительные плакаты, открытки. Детей знакомить с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для углубления знаний детей о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода нужно проводить дидактические игры, на занятиях детей знакомить с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, диафильмами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапе целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогам следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию поведения в быту.

Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения и навыки безопасного поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.

Основные направления работы с родителями включают:

- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков проведения при возникновении пожара.

Разнообразны формы работы с семьей :

- беседы о пожарной безопасности;

- размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

- оформление папок-передвижок по профилактике пожарной безопасности;

- открытые просмотры для родителей занятий с детьми по данной тематике;

- консультации;

- встречи с инспектором пожарной охраны.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование нравственных качеств у дошкольников в условиях разновозрастной группы» Подготовила воспитатель группы раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Формирование нравственных.

«Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения». Консультация для родителей Чтобы знакомить детей с правилами дорожного движения, необходимо начинать с раннего возраста, ведь те знания, которые ребенок получит в.

Консультация «Формирование основ пожарной безопасности детей» и интегрированное занятие «На помощь мы спешим» В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;.

Консультация для педагогов «Формирование моральных норм у дошкольников» Формирование социально – нравственных норм у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным в наше время. Истинные ценности подменяются.

Интеллектуальная игра «Что, где, когда». Формирование у дошкольников основ пожарной безопасностиИнтеллектуальная игра «Что, где, когда». Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности ЦЕЛЬ: • обобщать представления о пожарной безопасности, • формировать навыки безопасного поведения в быту. ЗАДАЧИ: • доставить детям радость.

Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет» [b]Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей с 2 до 7 лет»[/b] Учитель-логопед: Горжанова Е. А. (МБУ детский.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности окружающих» Не проходит и дня,чтобы газеты,радио или телевидение не принесли сообщение об очередной аварии. пожаре,катастрофе,стихийном бедствии,преступлении.

Консультация «Формирование у детей знаний о противопожарной безопасности» Формирование у детей знаний о противопожарной безопасности (Консультация) Вы все прекрасно знаете, что причиной пожара, часто становятся.

Консультация Тема: «Формирование знаний детей 6–7 лет о безопасности на дорогах через игру». Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учить. Но возможно - всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Т. Г. Хромцова Дороги,.

Семинар-практикум для родителей на тему «Формирование у детей навыков пожарной безопасности» Семинар практикум для родителей на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности». Цель. Стимулировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности
Опубликовано: 31 октября 2015 в 16:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД