Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности

Мария Максимова
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности

По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, из них – дошкольники.

Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во-вторых, в ДОУ еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами дорожной безопасности.

Главная наша цель – формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Система работы по данной теме включает:

- создание предметной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки. Дорожные знаки, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб;

- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них;

- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, организация совместных досугов;

- взаимосвязь с работниками службы на дорогах, пожарной безопасности.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности проводится в три этапа.

Цель 1-го этапа – формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого нужно создавать предметную среду, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работу по формированию правил пожарной безопасности включать в календарный план, знания и умения закреплять в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Занятие нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес.

В средней группе проводятся занятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях.

Цель 2-го этапа – формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Так, во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?».

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей:

- личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;

- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

В работе используются различные формы и методы, такие, как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели: утюги, плиты.

Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».

«Нельзя»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; брать горящие угли;

- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

Цели 3-го этапа – формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В подготовительной к школе группе дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Можно проводить экскурсию в пожарную часть, где инспектор детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. На занятиях детям нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста, а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого использовать яркие, выразительные плакаты, открытки. Детей знакомить с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для углубления знаний детей о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода нужно проводить дидактические игры, на занятиях детей знакомить с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, диафильмами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапе целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогам следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию поведения в быту.

Работе с семьей отводится особое место, так как без осознания родителями важности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей, без понимания большой значимости личного примера невозможно воспитать в детях умения и навыки безопасного поведения в быту, общественных местах, в природных условиях.

Основные направления работы с родителями включают:

- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков проведения при возникновении пожара.

Разнообразны формы работы с семьей:

- беседы о пожарной безопасности;

- размещение в уголке для родителей статей материалов о правилах пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

- оформление папок-передвижок по профилактике пожарной безопасности;

- открытые просмотры для родителей занятий с детьми по данной тематике;

- консультации;

- встречи с инспектором пожарной охраны.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование нравственных качеств у дошкольников в условиях разновозрастной группы» Подготовила воспитатель группы раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Формирование нравственных.

«Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения». Консультация для родителей Чтобы знакомить детей с правилами дорожного движения, необходимо начинать с раннего возраста, ведь те знания, которые ребенок получит в.

Консультация «Формирование основ пожарной безопасности детей» и интегрированное занятие «На помощь мы спешим» В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;.

Консультация для педагогов «Формирование моральных норм у дошкольников» Формирование социально – нравственных норм у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным в наше время. Истинные ценности подменяются.

Интеллектуальная игра «Что, где, когда». Формирование у дошкольников основ пожарной безопасностиИнтеллектуальная игра «Что, где, когда». Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности ЦЕЛЬ: • обобщать представления о пожарной безопасности, • формировать навыки безопасного поведения в быту. ЗАДАЧИ: • доставить детям радость.

Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет» [b]Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей с 2 до 7 лет»[/b] Учитель-логопед: Горжанова Е. А. (МБУ детский.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности окружающих» Не проходит и дня,чтобы газеты,радио или телевидение не принесли сообщение об очередной аварии. пожаре,катастрофе,стихийном бедствии,преступлении.

Консультация «Формирование у детей знаний о противопожарной безопасности» Формирование у детей знаний о противопожарной безопасности (Консультация) Вы все прекрасно знаете, что причиной пожара, часто становятся.

Консультация Тема: «Формирование знаний детей 6–7 лет о безопасности на дорогах через игру». Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учить. Но возможно - всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Т. Г. Хромцова Дороги,.

Семинар-практикум для родителей на тему «Формирование у детей навыков пожарной безопасности» Семинар практикум для родителей на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности». Цель. Стимулировать.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности
Опубликовано: 31 октября 2015 в 16:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...
Фотоотчет «Гжельская роспись»
Что же такое гжель? Как объяснить детям чтоб стало понятно такое новое слово "Гжель". Набрав материала, наглядного пособия я выбрала самый простой способ...
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте»
Конспект познавательного занятия «Правила поведения в общественном транспорте» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте....
«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога» Выступление на городском...
На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка педагогов к...