светлана новоженина
Консультация для педагогов «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.
Публикация «Консультация для педагогов „Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
- "лучше меньше, да лучше", т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,
- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,
- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,
- растения должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, т. д.
- подбор растений осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:
- обыкновенная (или зональная) герань,
- фуксия,
- вечноцветущая бегония,
- бальзамин ("огонек",
- китайский розан и др.
Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,
- аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево,
-колеусы.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за «обитателями» уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть. Наблюдая за растениями подмечают яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям, бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями : с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей, имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей погоды имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.
Уголок дежурных по уголку природы может быть отдельный или общий для всех видов дежурств.
Для ухода за растениями требуется инвентарь: лейки. щётки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Он находится в уголке для дежурных, там, где хранятся фартучки, которые одевают во время работы. Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полке в определённом порядке.
Наличие мини-лаборатории -это база для специфической игровой деятельности ребенка, дети превращаются в ученых, проводят опыты, наблюдения, эксперименты такие как: какая бывает вода, вода – растворитель, можно ли склеить бумагу водой, тонет – не тонет, песочная страна, фокусы с магнитами, почему не тонут корабли, почему предметы движутся.
В младшей группе должен быть уголок для игр с песком : песок, формочки, стаканчики, тарелочки.