Наталья Попова
Консультация для педагогов об эмоциональной окраске речи «Текст или подтекст?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы говорим с детьми?
Прежде, чем окунуться в тему нашей встречи в преддверие нового учебного года, давайте попробуем ответить себе на вопрос: мы разговариваем текстом или подтекстом? И не только с воспитанниками, а вообще… Проведём эксперимент, как в старом советском фильме, и обратимся к своему собеседнику по-разному:
- Дорогой!
- Дорогой?
- Дорогой…
- Дорогой! И т. д.
Публикация «Консультация для педагогов об эмоциональной окраске речи „Текст или подтекст?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
И как, всё понятно? А почему? Да потому что мы никогда не говорим текстом! Никогда и никто! Только подтекстом. Мы никогда не говорим безотносительно чего-то, только что-то конкретно имея ввиду. Причём, чтобы стало понятно, что же вы хотите сказать, совсем не обязательно пользоваться словами, иногда достаточно небольшой невербалки. Вы увидели оценку в дневнике сына, подняли на него глаза и произнесли только: «Опа-а-а-а…», а он уже съёжился. Понимание приходит с интонацией! Была у меня сотрудница, тоже музруководитель, которая всегда принимала участие в подготовке серьёзных семинаров на район, город. Так вот её выступление ставили в плане семинара всегда самым последним: аудитория уже наслушалась и насмотрелась всякого, устала и в голове только одни мысли – скорей бы… и тут она! И всё. Пауза. Тишина. А потом – итог встречи. Но изложенный так, что аудитория забывает, что устала, что дома есть нечего, что ребёнка пора забирать из школы. Она умела превосходно нажать на мотивационную кнопку. И окончание семинара затягивалось, потому что появлялись вопросы, просьбы и т. д.
Вывод? Важна ИНТОНАЦИЯ, в основе которой лежит не только подтекст, но и наш тон. Чтобы правильно сказать не надо думать о том – как я сейчас скажу – надо войти во внутренний монолог, стараясь найти нужное, соответствующее излагаемому материалу состояние! Именно это и будет максимально органично.
Значит, интонация рождается из того, что мы на самом деле думаем о сообщаемой информации. И всегда важно (обязательно) найти то, за что можно любить то, о чём вы повествуете или рассуждаете. И тут приходит трудность, с которой нам приходится просто бороться. Но на помощь должна подоспеть наша философичность. Да, пусть мы не видим ничего хорошего в том или ином объекте, он нас выбешивает, отвращает, но! Мы понимаем, что так нас учит жизнь. Это наш урок. И нам важно научиться манипулировать совей аудиторий, потому что мы (вы) – ПЕДАГОГИ. И приёмов этому существует множество – всё зависит от творческой жилки каждого из нас, от её многосторонности и многофункциональности и изобретательности!