Ольга Ляхова
Консультация для педагогов «Обучение связной речи детей с ТНР — использование игрового приёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Обучение связной речи детей
с ТНР – использование игрового приёма».
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Осуществляется она не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: во время утреннего приема, дежурства, на прогулках, в самостоятельных и организованных играх. Особое место среди режимных моментов занимает время вечерней коррекционной работы. Для развития связной речи воспитатель предлагает детям чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т. д.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение связной речи детей с ТНР — использование игрового приёма“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
На формирование связной речи большое влияние оказывает организация
развивающей среды: книжный уголок, настольно-печатные игры, театры,
дидактические игры.
В своей работе мы, конечно, используем разные приёмы для развития связной речи у детей. Остановимся на наиболее интересном для детей и часто используемом педагогами – игровом.
Одна из самых частых проблем у дошкольников с ТНР при обучении связной речи – это нехватка слов и повторения, копирование высказываний за своими товарищами. Чтобы этого избежать, существует ряд упражнений.
Игра с мячом «Что растёт в саду, а что в огороде?». Дети передают мяч по кругу, у кого мяч, тот должен проговорить предложение и закончить его: «В саду растёт…». Повторяться нельзя.
Игра «Наоборот» проводится с мячом, дети подбирают к заданным словам
слова-противоположности (выход-вход, жадный-щедрый, зажигать-тушить и
т. д., при этом им приходится думать, рассуждать, анализировать, делать
выбор.
Игра «Вспомни и назови». Дети передают по кругу мяч, называя животное и какое-либо его качество. Н-р, полосатая зебра, быстрый гепард, хитрая обезьяна.
Игра “Пойми меня”
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игра «Бинокль» или «Волшебные очки». Позволяет развивать не только словарный запас, но и внимание. Дети из пальцев рук делают очки, прикладывают их к лицу и так рассматривают картину. Каждый ребёнок должен сказать полным предложением, что он видит. Повторяться нельзя.
В игре «Логический поезд» или «Что сначала, что потом» дети составляют логическую цепочку из картинок, объясняя, чем они связаны. Например: Горошина-мышка-кошка-птичка-дерево-лист или горошина-суп-кастрюля-плита-спички-огонь и т. д. Такие игры обучают умению классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной и эмоциональной.
Правила речи воспитателя:
- Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, уметь правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);
- Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);
- Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).
Вся работа по развитию речи детей в подготовительной группе подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте учителя-логопеда, педагогов и родителей.