Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»

Екатерина Фомина
Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Причины нарушения зрения:

1. Врожденные (причины, которые спровоцировали нарушение в процессе внутриутробного развития человека). Они могут быть обусловлены патологическими факторами во вторую половину беременности, во время родов и в ранний послеродовой период. К этим факторам относят: асфиксию (гипоксию, родовую травму, желтуху новорожденных, недоношенность, внутриутробные инфекции, соматическое ослабевание плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью в период беременности, генетические аномалии плода, употребление матерью наркотических веществ, спиртных напитков или курение во время беременности, прием антибиотиков;

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности психического развития детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

2. Наследственные (нарушение зрения возникает именно по причине влияния наследственных факторов).. В качестве генетических факторов могут быть: нарушение обмена веществ (проявляется в альбинизме,

наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм (отсутствие глаза, микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, выраженная в уменьшении всех его размеров, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговицы, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки;

3. Приобретенные (причины возникновения нарушений в функционировании органов зрения представляют собой совокупность внешних факторов, влияющих на человека во время жизни). Среди них выделяют: регулярную активную умственную деятельность (провоцирует излишнее напряжение глазных нервов, излишнюю сухость внешней оболочки глаза (может возникнуть по причине частой и неправильной работы за компьютером, нервное перенапряжение и частые стрессовые ситуации, плохое качество освещения в помещении, чтение в неправильном положении, перенесенные острые инфекционные заболевания, например, корь, проблемы в работе ЦНС,

онкологические заболевания, механические повреждения органов зрения (ожоги, ушибы, проникающие ранения, плохое качество питания, отсутствие в рационе необходимых витаминов и минеральных веществ, употребление спиртных напитков или курение, возрастные изменения, значительное ослабевание мышц хрусталика, которое очень часто провоцирует просмотр телевизора.

Классификация нарушений зрения

-слепые (незрячие)- по остроте зрения это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с применением очков. В подкатегорию «Слепые или незрячие» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

а)слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выключения зрительных функций;

б) ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

- абсолютно (тотально) слепые- дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

-частично (парциально) слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность выделять фигуру из фона) с остротой зрения от 0,01 до 0,04;

-слабовидящие- дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2; зрительная система остается основным источником восприятия информации и может использоваться в учебном процессе, включая чтение и письмо.

Проявление особенностей в поведении и деятельности детей с нарушением зрения

Нарушения зрения, как правило, вызывают отклонения практически во всех видах познавательной деятельности. Значительные изменения происходят в физическом развитии : нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Нарушение зрения приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.). Ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений. Человек с нарушением зрения не в состоянии обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика, и особенно спонтанным путем через естественное наблюдение и подражание как это имеет место у зрячих. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности. Все это негативно влияет на социализацию незрячего человека, у которого вследствие нарушения зрительного восприятия затруднено познание социально значимых ценностей, их присвоение и превращение в личные ориентиры. Трудовая подготовка в 11–12 классах осуществляется с вовлечением учащихся с нарушением зрения в полезный производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятии, благодаря чему формируется психологическая готовность к трудовой деятельности, выбору профессии и получению профессионального образования.

Следовательно у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка.

Индивидуально-типические особенности лиц с нарушениями зрения:

- замедленность процесса восприятия, которое осуществляется во

многом с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора,

сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в снижении

объема и устойчивости внимания. Концентрация внимания на анализе

информации, полученной только по одному каналу восприятия (например,

только слухового или только осязательного) не может создавать у лиц с

нарушениями зрения полного образа предмета или образа производственной

операции, что приводит к снижению точности выполнения учебной или

трудовой деятельности;

-такие качества внимания, как активность, направленность,

интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, хоть они и формируются

под влиянием нарушений зрения, могут быть хорошо развиты, достигая, а

иногда и превышая уровень развития этих качеств у нормально видящих

людей;

- нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя

глазами) у лиц с нарушениями зрения может приводить к так называемой

пространственной слепоте - нарушению восприятия перспективы и глубины

пространства;

-в качестве механизма, компенсирующего недостатки зрительного

восприятия, у лиц с нарушениями зрения выступают слуховое и осязательное

восприятия. Использование контроля на основе двигательной и осязательной

чувствительности при отсутствии зрительного контроля, приводит к тому, что

лица с нарушениями зрения уступают лицам с нормальным зрением в

точности движений, оценке движений. Однако, при условиях более

длительной тренировки с включением познавательных процессов точность

дифференцированности движений у лиц с нарушениями зрения в трудовой

деятельности может достигать высокого уровня за счет автоматизации

движений, превосходя даже по этим показателям показатели лиц с

нормальным зрением;

-необходимость пространственной ориентации и осуществления

различной деятельности, которая требует дифференцировать или

локализовать источники звуков (например, определять направление звука,

способствует развитию слуховой чувствительности. Вместе с тем, это же

качество может препятствовать успешному осуществлению

профессиональной деятельности у лиц с нарушениями зрения в условиях

производства с повышенным уровнем шума, вибрации, длительных звуковых

воздействий, так как подобного рода раздражители будут способствовать

развитию у слабовидящих лиц усталости слухового анализатора и

дезориентации в пространстве;

-большую роль в успешности усвоения информации в процессе

профессионального обучения играет возможность практического применения

тех или иных знаний и навыков;

- для успешного усвоения материала слабовидящими важно уточнение

образов, показ значимости информации для последующей трудовой

деятельности, требующие большего количества повторений и тренировок по

сравнению с лицами с нормальным зрением.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фомина (УИ 817290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД