Умарова Вагидат
Консультация для педагогов «Почему важно отвечать на вопросы ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 58 «БЕЛОЧКА»
«Почему важно отвечать на вопросы ребенка»
Подготовила: Умарова В. К.
2021г.
Цель: показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника, вооружить родителей умениями правильно отвечать на них.
Публикация «Консультация для педагогов „Почему важно отвечать на вопросы ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитание активности и самостоятельности мышления – серьезная проблема обучения детей на всех возрастных ступенях. Одним из средств воспитания активности и самостоятельности служат вопросы, задаваемые детям, и вопросы детей. Организуя наблюдение, воспитатель системой вопросов ведет ребенка от ясно выступающих, заметных признаков к малозаметным, учит видеть предмет со всеми его признаками и во всех его отношениях к другим предметам. Это дает возможность, составит верное конкретное представление о предмете, а конкретные представления – основа для развития мышления.
Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы :
Задавая детям вопрос во время занятия, беседы, педагогу следует активизировать всех детей, не торопиться вызывать одного, а побуждать всех, думать, сравнивать, искать ответа. Часто воспитатель работает с наиболее активными, смелыми детьми и не замечает усилий детей застенчивых и робких. А именно они требуют внимания.
1 группа. Познавательные вопросы.
Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т. д. Дети спрашивают обо всё м: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.
2группа. Коммуникативные вопросы.
Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.
Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы : «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?». С 4-5 лет-это «почемучки», т. е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов : «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, количество вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.
Общие принципы:
Уважайте право ребенка на вопросы. Если вопрос задан, значит, крохе интересно узнать ответ. Сложно переоценить значение познавательной мотивации для развития ребенка дошкольного возраста, поэтому задача взрослого – удовлетворить любопытство малыша, пусть даже вопрос кажется нелепым и незначительным. Дети, которые знают, что родители всегда готовы ответить на повседневные вопросы, легче доверяют им и свои сокровенные переживания.
Будьте терпеливы. Если ребенок неоднократно повторяет один и тот же вопрос, не нужно его игнорировать. Возможно, малыш не проник в суть ответа, или ему просто хочется Вашего внимания.
Правило «здесь и сейчас». Часто детские вопросы возникают под впечатлением от чего-либо, поэтому, когда эмоции сходят на нет, со временем они могут забываться. Ненадолго отложив дела в сторону и уделив время на ответ, Вы проявите уважение к интересам ребенка.
Если Вы не знаете, как ответить, поищите ответ вместе с ребенком. Если Вы забыли и не знаете ответ на интересующий ребенка вопрос, не бойтесь откровенно в этом признаться. Предложите малышу вместе поискать ответ в интернете или энциклопедии. Такая позиция взрослого человека только укрепит его авторитет в глазах ребенка и будет отличным примером того, что знания не всегда даются в готовом виде – их нужно искать.
Ещё одним не маловажным моментом, почему нужно отвечать на вопросы ребёнка, является его потребность в похвале взрослого. Удовлетворить данную потребность можно только серьёзным, а главное — уважительным отношением к интересам детей, подробно отвечая на все их вопросы.
Интересуйтесь мнением малыша. Готовый ответ не всегда дает ребенку возможность поразмышлять самостоятельно, поэтому иногда нужно предлагать малышу самому выдвинуть версию. Таким образом, ребенок поймет, что, размышляя и ведя диалог, можно узнать много интересного.
Более того, пока дети стремятся к знаниям об окружающем их мире, происходит и удовлетворение потребностей в уважении взрослого, которые являются важным свидетельством развития малыша. Дети обижаются, когда взрослые считают их суждения глупыми, и наоборот – испытывают радость, а также и уверенность в себе, если слышат положительную оценку своих действий. Это подтверждение того, почему надо отвечать на вопросы детей.
Хорошо бы, чтобы Ребенок в возрасте «почемучки» чувствовал вашу защиту и поддержку. Он должен знать, что может довериться вам абсолютно во всем. Если часто отмахиваться от ребенка, он будет чувствовать, что его недостаточно любят, или он не очень нужен. Он не сможет сформировать адекватного уважительного отношения к себе, собственному внутреннему миру, следовательно, не сумеет уважать других. В том числе, в будущем, и вас.
Ребенок, который привык получать ответы на свои вопросы, будет чувствовать себя принятым, уважаемым, нужным, любимым. И никакой возрастной кризис не пошатнет его в принятии себя и своей ценности. Позже он придет к вам со своим уже не детским вопросом, зная, что получит на него ответ, поддержку и понимание. Согласитесь, что это важно. А значит, не стоит отмахиваться от детских вопросов,
Большую роль в активизации мышления играют так называемые проблемные вопросы. В их основе лежит предположение «если бы» и вместе с тем предположение высказать суждение или принять решение. Например, на прогулке в лесу воспитатель спрашивает детей: «По каким признакам мы могли бы найти дорогу к нашей даче, если бы заблудились? такой вопрос заставляет думать, сопоставлять факты, проявлять инициативу в поисках решения ответа.
Однако ответы взрослого не просто отпечатываются в сознании ребенка, а подвергаются определенной обработке. Малыши выделяют в сообщениях взрослых только то, что отвечает их интересам, уровню их понимания, и по-своему преломляют эти сообщения. Кроме того, дети разного возраста воспринимают сообщения взрослого с разной степенью критичности.