Докторова Татьяна Геннадиевна
Консультация для педагогов «Проблема развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста очень актуальная и востребованная, так как от этого зависит будущее
ребенка, его положение и место в социуме.
Что же такое коммуникация? Социально-коммуникативное развитие
ребенка – это процесс, в котором он учится устанавливать и поддерживать
общение с окружающим миром и людьми. Современные дети зачастую
испытывают трудности в общении со взрослыми и даже со сверстниками. Они
Публикация «Консультация для педагогов „Проблема развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
не могут вежливо обратиться с просьбой и ответить правильно на общение с
ними, не способны сопереживать, симпатизировать, относятся к окружающим
недружелюбно или вообще отказываются от общения. Низкий уровень
сформированности социально-коммуникативных умений, коммуникативной
культуры и способностей приводит к возникновению конфликтных ситуаций,
таким образом, препятствуют их общению и взаимодействию.
В результате правильно выстроенного педагогического процесса,
направленного на социально-личностное развитие детей, у дошкольников
формируется социально-коммуникативная компетентность, которая
выражается в стремлении детей решать проблемы сотрудничества, проявлять
эмпатию, взаимопонимание и доброжелательное отношение к взрослым и
сверстникам.
Я считаю, что этой теме не уделяется должного внимания, так как это
важная проблема дошкольного образования. В связи с этим мною было
выявлено недостаточно методических рекомендаций для осуществления деятельности в сфере дошкольной образовательной организации. Основное
внимание, по моему мнению, педагоги и дополнительные специалисты в
дошкольных учреждениях должны обратить на эмоциональное благополучие
ребенка и его умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в
группе. Педагогам также следует обратить особое внимание на чувства и
переживания ребенка, его ориентировку в нравственных нормах и правилах.
Работу по социально-коммуникативному развитию ребенка можно
сформировывать с ранней группы дошкольной образовательной организации. В
раннем возрасте ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает
основные предметные действия, поведение взрослых, характер отношений
родителей между собой, что становится примером для подражания. Взрослый
человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает
подражать взрослым и их отношениям, действиям. Это стремление становится
главной основой в социально-коммуникативном развитии ребенка.
В ходе работы по формированию у детей дошкольного возраста
социально-коммуникативного развития решаются такие педагогические задачи :
поддержка и развитие стремления ребенка к общению;
обогащение ребенком личного практического опыта;
воспитание эмоциональной отзывчивости ребенка на состояние других
людей,
освоение способов взаимодействия со сверстниками в игре и в
повседневной жизни;
выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Очень важным условием эффективного социального развития становится
создание доброжелательной, комфортной психоэмоциональной обстановки и
ощущение безопасности у ребенка в группе в детском саду. В результате
освоения социальных норм и правил в дошкольном возрасте ребенок научится
доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам, станет социально
активным, он любознателен, охотно начинает общение на различные виды
бесед, и преодолевает негативное настроение, повторяет одобренные действия.
Многие исследования в этой области показали, что социально-
коммуникативное развитие дошкольников включает большое разнообразие
компонентов.
Нарушения общения дошкольников зачастую возникают на почве
неблагополучия в развитии ребенка. Поскольку воспитание осуществляется
через деятельность, то разные виды деятельности можно условно назвать
средствами социально-коммуникативного развития. Но ведущим видом
является игра как средство социально-коммуникативного развития.