Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для педагогов «Психологические условия коммуникативного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной психолого-педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О. М. Казарцева, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов). Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов) и теория коммуникативных способностей или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович).
Публикация «Консультация для педагогов „Психологические условия коммуникативного развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения чело-века с людьми, от которых зависит его успешность.
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; осо-бенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки. Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, кото-рые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Овладе-ние речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного об-щения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому». Таким образом, рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.
Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые де-монстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Любому взрослому, будь то родитель или психолог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на него ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.
Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова. Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Известно, что любые виды деятельности детей и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.
Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитатель-ные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т. д.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаи-модействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т. д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
В раннем возрасте, ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции.
Также для ребенка очень важно общение со сверстниками. Анализ происхождения потребности в общении со сверстниками показал основу, на которой она формируется. Первоначально ровесник удовлетворяет потребность ребенка в новых впечатлениях, чуть позднее — в активности. Постепенно для него открывается также и субъектность другого ребенка; она-то в конце концов и определяет специфику взаимодействия детей между собой.
Потребность ребенка в общении со сверстником, возникнув на основе сложившихся потребностей, не сводится к ним, а составляет действительно новый вид активности. Его специфика связана, с тем, что между детьми раз-ворачивается особого рода эмоционально окрашенная игра, не наблюдаю-щаяся у детей ни наедине, ни в обществе взрослого. Роль сверстника в том, что он выражает поддержку и готовность к участию в игре с партнером, это приводит детей в радостное возбуждение, а огромное удовольствие от самого процесса игры помогает малышам реализовать имеющиеся у них потенции.
В совместных играх дети сравнивают свои качества и умения с анало-гичными качествами сверстника. Об этом свидетельствуют факты подража-ния действиям, вокализациям друг друга, демонстрация своих находок и со-вместное выполнение действий. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей бурную радость и стремление вновь пережить состоя-ние общности с другим человеком.
Потребность детей в общении друг с другом складывается постепенно на протяжении раннего возраста. Ее окончательное оформление происходит на 3-м году жизни. Первоначальные формы интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать как общение. Они являются лишь предпосылками, на основе которых в дальнейшем строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействие детей. Лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов потребности в общении может служить основанием для утверждения о сформированности общения.
Следовательно, на первоначальном этапе становления общения между детьми их отношение к сверстнику является противоречивым: в нем сосуществует отношение к нему и как к объекту, и как к субъекту, с преобладанием объектного отношения. Инициативные действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное взаимодействие детей, возникают последними среди компонентов коммуникативной потребности, и именно они становятся основными и ведущими в общении сверстников.
Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Психолог стремиться заинтересовать ею детей, вызвать интерес к сверстнику, желание общаться с ним по поводу общего дела. Постепенно психолог начинает объединять двух детей совместными движениями. Например, предлагает детям пройти, взявшись за руки, по дорожке; прокатить мяч друг другу, сидя на полу; построить из кубиков дорожки и т. п.
Психолог способствует постепенному увеличению количества детей, играющих вместе. Для развития коммуникативных умений детей используются подвижные игры.
Психолог использует все бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря ребенка.
На втором году жизни с целью развития понимания речи взрослого, расширения запаса понимаемых слов, обозначающих близких людей, пред-меты, а со второго полугодия – их качества, размер, цвет, животных и их действия, растения и т. д., психолог сопровождает свои действия и действия ребенка речевым описанием. Психолог организует игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок, наблюдения за животными и движущимся транспортом, побуждает ребенка внимательно слушать и выполнять несложные поручения.
Для развития активной речи ребенка психолог использует или создает ситуации, побуждающие его пользоваться словами для выражения желаний, налаживания взаимоотношений. На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие коммуникативных функций речи, получает развитие её функция познания мира.
Основной формой речевого общения является ситуативный диалог, содержанием которого может быть только то, что непосредственно связано с определенной ситуацией, а его участниками – те, кто включен в ту же ситуацию.
Таким образом, в раннем возрасте формируется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками имеет форму эмоционально практического взаимодействия. Общения со взрослым имеет предметно-деловую форму общения. Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания.