Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста»

Раиса Маркс
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ

РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных). Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и обычности ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, отличает способность классифицировать и категоризирова информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Творческое мышление, характерное для одаренного ребенка,обладает целым рядом характерных свойств: беглостью (способностью в короткий временной период проицировать множество идей, гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии, оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения, детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых детей с высоким уровнем развития способностей наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом случае может происходить разделение детей на популярных и непопулярных. Первые могут пользоваться симпатией сверстников и достаточно свободно общаться. Вторые - стараются держаться уединенно, попадая в категорию отверженных.

Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности психофизического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образовательных мероприятий в образовательном учреждении, в семье.

В предлагаемых разработках представлен опыт работы психологической службы по сопровождению детей с опережающим развитием в экспериментальных развивающих группах. Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка-личности, о роли собственной активности в преобразовании самого себя окружающего мира. Педагогической основой послужила гуманистическая философия, в центре внимания которой - человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психологические аспекты творчества как высшей формы совершенствования личности.

В основу психологического сопровождениязаложены следующие принципы:

• добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;

• активной жизненной и профессиональной позиции;

• уважения индивидуальности;

• свободы самовыражения;

• коллективного принятия решений.

Цели психологического сопровождения в рамках разработки и реализации программы «Умница»:

• создание системы целенаправленного выявления одаренных детей; максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебно и поисковой деятельности;

• стимулирование творческой деятельности интеллектуально и творчески развитых детей;

• способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

• разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми.

В основу психологического сопровожденияположены утверждения:

Развивающая среда и образовательные условия, создающиеся авторским коллективом, являются идеальными для воспитания всех детей.

• Признание презумпции одаренности, то есть готовя работать со всеми детьми по развитию их внутреннего потенциала, рассчитывая на выявление скрытых способностей в результате психолого-педагогического воздействия.

Единое тематическое планирование обеспечивает целостность представлений детей о себе и окружающем мире путем интеграции содержания образования во все режимные процессы.

• коллективного принятия решений.

Цели психологического сопровождения в рамках разработки и реализации программы «Умница»:

• создание системы целенаправленного выявления одаренных детей; максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебно и поисковой деятельности;

• стимулирование творческой деятельности интеллектуально и творчески развитых детей;

• способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

• разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования,прогрессивных технологий в работе с одаренными: детьми.

В основу психологического сопровожденияположены утверждения:

Развивающая среда и образовательные условия, проицирующиеся и создающиеся авторским коллективом, являются идеальными для воспитания всех детей.

• Признание презумпции одаренности, то есть готовя работать со всеми детьми по развитию их внутреннего потенциала, рассчитывая на выявление скрытых способностей в результате психолого-педагогического воздействия.

Единое тематическое планирование обеспечивает целостность представлений детей о себе и окружающем мире путем интеграции содержания образования во все режимные процессы.

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Темпы физического развития ребенка значительно ниже, чем в первые годы жизни. В среднем на четвертом году жизни ребенок может прибавить в весе от 1,5 кг до 2 кг, а его рост увеличивается на 5-7 см в год.Ребенок меняется внешне: ноги его становятся длиннее, округлость тела исчезает.В этот период времени ребенок уже овладел всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками.

У ребенка совершенствуется нервная система, поэтому работоспособность его заметно увеличивается. Однако выносливость еще невелика. Двухчасовой дневной сон и десятичасовой ночной являются обязательными для здоровья детей.

Происходит смена ведущего вида деятельности. У детей четвертого года жизни остается предметная деятельность, в русле которой ребенок овладевает смыслом и способами употребления новым предметным окружением. Ребенок познает разнообразные предметы быта, природные и дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением, то есть развивается предметно-орудийная деятельность, процессе которой, в свою очередь, еще более расширяется «знание свойств и качеств окружающего мира. Таким образом, происходит активное сенсорное развитие: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследовании предметов. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Психический процесс восприятия совершенствуется, проходя путь

от манипулирования предметом с попыткой его рассматривания к 3 годам к выделению отдельных частей и признаков предмета к 4 годам. На четвертом году жизни ребенок свободно ориентируется на себе и в пространстве, хотя сторонность еще путает. Значительные трудности для ребенка представляет восприятие времени. Так как оно не имеет наглядной формы.

Активно развивается речь. Третий год жизни связан с активным развитием третичных зон коры головного мозга. Исходя из архитектоники коры головного мозга, возбуждение, возникающее в третичных зонах коры, иррадиирует во вторичные (моторные) зоны, вызывая их активизацию, а затем возбуждение перетекает к первичным (сенсорным) зонам и этим определяется выразительность детской речи, подчеркнутость ее движением. Становление предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи и обогащает пассивный и активный словарь ребенка. Словарный запас пополняется не только существительными и глаголами, но и за счет местоимений, числительных, соединительных слов. Ребенок постепенно усваивает] строение языка, типы склонений, спряжений.

На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное становление (которое развивается в процессе предметных действий с последующими высказываниями по поводу решения практических задач, в рамках которого развиваются умственные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Общение с ребенком, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Помимо эмоционально-личностного, ведущим видом является внеситуативне - познавательное, при котором познаются явления окружающего мира, а взрослый выступает в роли основного носителя информации.

В процессе общения со взрослым ребенок отражает наблюдаемые им отношения между взрослыми и сверстниками, час| использует вместо реальных предметов подручные материалы и другие предметы-заместители. Игра характеризуется как разная. Ребенок, рассказывая об увиденном и пережитом, начинает совершать те образные движения, которые он приобрел в момент наблюдения и содействия с наблюдаемым объектом. Интерес к игре сверстника приводит к попытке объединения для установления игровых отношений. В этом возрасте ребенок активно ищет повод для совместной игры.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста» «Игровая деятельность» Игровая деятельность детей: • Сюжетно-ролевые игры • Подвижные игры • Театрализованные игры • Дидактические игры.

Консультация для педагогов «Создание условий для конструктивной деятельности детей в разновозрастных группах детского сада» «Создание условий для конструктивной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада» Термин «конструирование» (от латинского.

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.

Консультация для педагогов «Проект как технология образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Образование – это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица.

Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Консультация для педагогов «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего возраста» Речь в жизни человека - это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Консультация для старших воспитателей «Методическое сопровождение педагогов ДОО в соответствии с ФГОС» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения» Психологическое сопровождение развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в системе образования складывается.

Сопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной Рппс в группах раннего возрастаСопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной Рппс в группах раннего возраста Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 18:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Игровое поле «Космос»
Современные дети имеют поверхностные знания о такой науке как астрономия, понятия «солнечная система». Данная игра поможет в игровой форме закрепить и...
«Рождественский ангелочек». Мастер-класс
Один из самых тёплых, светлых, добрых праздников - это Рождество. А какое Рождество без ангела? Ведь именно Ангелы первыми известили своим явлением пастухов...
Мастер-классы по изготовлению снеговиков (из опыта работы) к международному Дню...
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер-классы, детские мастер-классы по изготовлению снеговика Работы...