МААМ-картинки

Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»

Каюмова Анна Михайловна
Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»

Психологическое сопровождение развития навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Рассматривая данное понятие, можно отметить, что это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для успешного воспитания и развития каждого ребенка в ДОУ. Психологическое сопровождение осуществляется со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями. [4]

Публикация «Консультация „Психологическое сопровождение развития навыков общения“» размещена в разделах

Одним из приоритетов деятельности педагога-психолога является формирование у детей коммуникативных навыков. Поэтому особый интерес приобретает характер складывающихся отношений детей со сверстниками. Степень популярности ребенка в группе имеет большое значение, и от того, как складываются отношения дошкольников в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Поэтому в рамках данного направления осуществляется работа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. В ходе коррекционно – развивающих занятий с детьми используются следующие виды игр, игровых упражнений:

- Игры на развитие умения общаться и устанавливать контакт при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов, контакт глаз): «Разговор через стекло», «Какой Я?», «Картонные башни», Этюд «Тише!», «Глаза в глаза», «Три характера», «Зоопарк» и др.

Игра «Разговор через стекло»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Описание игры: Создается воображаемая ситуация: один игрок находится в магазине, другой – на улице. Они забыли договориться о том, что нужно купить, а выход на другом конце магазина. Их разделяет толстое стекло (витрина). Объясняться можно только жестами. Задача: тому кто в магазине догадаться о том, что их просит купить тот который стоит на улице. [5]

- Игры на развитие умения устанавливать контакт с помощью речевых средств (комплименты, обращение по имени, слова приветствия, прощания, благодарности): «Опиши друга», «Подарок», «Что ты будешь делать?», «Портрет самого лучшего друга», «Здравствуйте», «Хочу сделать что-нибудь хорошее», «Небоскреб» и др.

Упражнение «Опиши друга»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Описание: Педагог спрашивает детей, есть ли у вас друг, просит описать его: прическу, одежду, лицо, в какие игры они вместе любят играть. Потом дети сравнивают описание, делают вывод о ком шла речь. [2]

- Игры на развитие умения оказывать эмоциональную поддержку, понимать эмоциональное настроение свое и окружающих: «Классификация чувств», «Как ты себя сегодня чувствуешь?», «Встреча эмоций», «Настроение», «Доверие» и др.

Упражнение «Классификация чувств»

Цель: умение классифицировать эмоции.

Описание: Дети рассматривают карточки с изображением различных эмоций, раскладывают их по следующим признакам: какие нравятся; какие не нравятся. Затем необходимо поговорить почему они так их разложили. [3]

Такие игры формируют у детей представление о сфере эмоций, развивают выразительность движений. Для этого был изготовлен практический материал «Клоуны с настроением».

- Игры на развитие умения разрешать конфликтные ситуации и вести себя в них (игры, упражнения на обучение навыкам саморегуляции: «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Ты - лев!», «Стойкий солдатик», «Замри», «Сломанная кукла» и др. ; игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Спонтанное рисование», «Клубочек», «Археология», «Ласковые лапки», «Насос и мяч» и др. ; релаксационные упражнения: «Снежная баба», «Воздушные шарики», «Облака» и др.).

Упражнение «Возьми себя в руки»

Цель: обучение приемам саморегуляции.

Описание: Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека». [5]

Игра «Клубочек»

Цель: концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: Детям можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает детям, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. [1]

Упражнения «Снежная баба»

Цель: расслабление мышц всего организма.

Описание игры: Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. [1]

Можно заметить, что существенное значение в системе работы по развитию навыков общения у детей имеет личностно-центрированное взаимодействие со взрослыми. Сопровождение педагогического коллектива заключается в информировании педагогов и передаче им практического опыта (памятки, рекомендации, семинары-практикумы).

Памятка для педагогов «Установление личного контакта с детьми»

1. Обращение к детям по имени в любой ситуации.

2. Занимаемая позиция на уровне глаз ребенка.

3. Демонстрация «расположенности» — улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой.

4. Исключение оценки в общении; "высказывания «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений».

5. Исключение угроз и приказов, работа с интонацией.

6. Похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, сравнение с самим собой, эмоциональное присоединение, поощрение, отражение чувств ребенка.

Также очень часто между детьми в группе может возникнуть непонимание и несогласие, поэтому каждому педагогу необходимо владеть правильной тактикой поведения в решении конфликтных ситуаций между детьми. Например: использование принципа «оба правы», то есть умение договариваться с детьми так, чтобы результатами были довольны оба; ориентация педагога на детей: «Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто прав, а кто нет»; использование различных стратегий: на переключение («Какой красивый мяч, можно с ним поиграть всем вместе», на положительное подкрепление («Я рада, что вы играете дружно»).

Развитие навыков общения детей напрямую связано с социально-нравственным воспитанием дошкольников. Поэтому совместной работой с воспитателями явилось оформление наглядного материала для детей и родителей: фотоальбом «Копилка хороших поступков», альбомы успехов детей, фотоальбом группы «Вот какие мы». Все это способствует поднятию статуса детей в группе, развитию у них позитивной самооценки, формированию коллективного чувства «Мы».

На мой взгляд, основной задачей психологического сопровождения родителей является формирование культуры общения самих родителей, а также понимание того, что основы взаимодействия (общения) закладываются в семье. Решение данной задачи осуществляется через просвещение и консультирование родителей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что благодаря общению у детей складываются личностные качества, доброжелательность, сочувствие, умение делиться, оценка и самооценка (себя, других). Общение – это основа социализации и навыки этого общения необходимо развивать у детей начиная с детского сада.

Список литературы

1. Алямовская В, Петрова С. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.

2. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении // Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М., 2001.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000. 61 с.

4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика – Пресс, 1998. – 440 с.

5. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 314 с.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС - это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическая технология развития общения младших дошкольников со сверстниками» Продолжая тему по психолого-педагогической технологии развития общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками,подробно остановлюсь.

Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Глушкова Юлия Сергеевна г. Котельнич, Кировской.

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении .

Средства развития навыков общения у дошкольников с трудностями в общении В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь- это не только мама, папа или бабушка, но.

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ Л. И. Кабурова педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ «Главное в этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 07:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД