Папки-передвижки

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ

Любовь Кабурова
Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Л. И. Кабурова

педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР – ДС № 9»

Тьюторское сопровождение

профессионального развития педагогов ДОУ

«Главное в этом мире не то, где мы

стоим, а то, в каком направлении движемся»

О. Холмс

Эпиграф символизирует мысль о постоянном профессиональном

Публикация «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ» размещена в разделах

самосовершенствовании педагога, которое как никогда актуально на современ-ном этапе. Актуальность обусловлена, во-первых, государственным заказом, а именно:

• Законом об образовании в РФ № 273- ФЗ от 29.12.2012г., ст. 48 – системати-ческое повышение профессионального уровня педагогов;

• требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы (п. 3.2.6. – создание условий для профессионального развития педагогических работников) и, во-вторых, социальной ситуацией в ДОУ № 9, а именно: в детском саду работают 42% молодых и вновь при-шедших воспитателей.

Педагогический коллектив ДОУ № 9 активно принял новые линии модернизации дошкольного образования. У 95% педагогов было понимание того, что необходимо повышение профессиональной компетентности, поскольку мы увидели инновационные линии в образовании, поняли, что изменилась образовательная парадигма, и у нас недостаточно профкомпетенций для обеспечения требуемого качества образования. 58% педагогов-стажистов видели возможности повышения своей профкомпетентности в основном только через курсы повышения квалификации, которые, к сожалению, не всем доступны. Анкетирование же молодых педагогов выявило, что у 100% имеются профессиональные затруднения, и они предпочитают развивать профессиональные компетенции через непосредственное профессиональное общение с педагогами-стажистами. Пришло решение: рассмотреть профкомпетентность педагога ДОУ, её составляющие и выявить так называемое проблемное поле педколлектива. Проблемное поле оказалось неоднородным, разнообразным по запросам педагогов : незнание техник эффективного общения, неумение найти эффективный способ преодоления разногласий, трудности установления контакта с ребёнком проблемного поведения, боязнь взаимодействия с родителями, неумение про-анализировать свою деятельность, однобокость рефлексии, неумение применять совре-менные методы и технологии. Возник вопрос: как помочь педагогам в самообразовании? Создалась необходимость выстроить сопровождение, позволяющее не только выявлять проблемы, но и интересы педагогов и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы. Мы нашли ответ: организовать тьюторское сопровождение. Подтолкнули к нему новые требования современности.

Приступая к новой для всех деятельности, определили наиболее близкие нам теоретические положения:

Тьюторское сопровождение – это деятельность, направленная на создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессиональ-ного развития согласно индивидуальному запросу тьюторанта (сопровождаемого).[1]

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персо-нальной образовательной стратегии, учитывающей: индивидуальные интересы, личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности).[2]

Тьютор – это педагог : Наставник, Посредник, это Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный по-иск).[2]

Практику сопровождения реализовывали по таким направлениям:

1. Разработка проекта тюторского сопровождения.

2. Введение особой тьюторской позиции для некоторых педагогов - «Тьютор-ский совет» (6 человек) и структурирование их функций.

3. Максимальное насыщение образовательной среды: использовали все возмож-ные помещения ДОУ - культурно-предметные ресурсы, связи с социальными института-ми города - социальные ресурсы, выявили антропологические ресурсы - возможности, образование, способности педагогов ДОУ.

4. Организация «событийных» форм образовательной деятельности (индивиду-альные и групповые консультации, тьюториалы, тренинги, конкурсы, мастер-классы и т. п.).

5. Возможность объединения педагогов в микрогруппы по интересам (фокус - группы).

При организации увидели трудности:

- в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения, так как не было возможности прохождения курсов повышения квалификации;

- ограничении временных ресурсов при совмещении должностей: заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя и функций тьютора;

- отсутствии информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образо-вании. Расширение ресурсного пространства в ДОУ происходит по инициативе педаго-гов с тьютоской позицией, а также по предложению тьюторантов. В методическом каби-нете есть тьюторский уголок. В нё м расположены: стол с материалами, тьюторскими ин-струментами, журналом записи на индивидуальную консультацию; доска с рубриками: «У меня есть идея», «Мои находки», «Могу поделиться», «Объявления», «Для тех, кому интересно…», «Что, где, когда». Тьюторанты имеют возможность влиять на расширение условий и вариативность ресурсов среды через помещение своего предложения в какой-либо раздел. Система имеющихся ресурсов дана в навигаторах «План-карта ресурсов», «Веер ресурсов по теме».

В ходе тьюторской практики у нас выработался собственный механизм сопро-вождения и соответственно ему инструментарий сопровождения.

рефлексия (осознание своих возможностей, интересов) - формулирование первичного вопроса «Что мне интересно? Что я могу? Что мне мешает?» - рефлексивные листы, рисунки, Карта интересов «Старт- тьюторант, Финиш-тьюторант»;

диагностика и самодиагностика (изучение дефицитов, проблемного поля) - листы самодиагностики, самооценки;

проектирование предстоящей работы - выстраивание образовательных пер-спектив – ИОМ (обозначение точек роста);

навигация - «веер выборов», план-карта ресурсов;

реализация образовательного маршрута – прохождение «точек». Результа-том совместной деятельности может стать составление портфолио тьюторанта;

демонстрация результатов – самореализация через различные формы: фото-альбом, презентация, открытое занятие, мастер-класс, рассказ коллегам – кейс;

анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов - «карта личностного роста»;

проектирование следующего шага в образовании.

Подводя итог, можно сказать, что в ходе сопровождения определены :

- факторы, которые стимулируют профессиональный рост каждого педагога;

- факторы, которые препятствуют профессиональному росту педагога;

- созданы условия для нахождения каждым желающим педагогом необходимых ресурсов для самосовершенствования;

- осуществлено сопровождение 44% педагогов ДОУ по индивидуальным образо-вательным маршрутам (по желанию и индивидуальным запросам).

Мы увидели результаты практики в повышении мотивации педагогов к профес-сиональному самосовершенствованию, в положительной динамике активности и креа-тивности педагогов, увеличении количества воспитателей, занимающихся инновацион-ной деятельностью.

Литература:

1. Волошина Е. А. Тьюторство : поиск гуманитарной технологии в рамках педаго-гической. / В сб. Открытое образование и региональное развитие : проблема современного знания. Томск, 2000

.2. Ковалева Т. М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика. / В сб. обра-зование и региональное образование: образование Открытое как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.

3. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство. [Электронныйре-сурс]/ https://www.mioo.ru/

4. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педа-гогов - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.

5. Тьюторство как новая профессия в образовании : Сборник методических мате-риалов. / Ответственные редакторы: Муха Н. В., Рязанова А. Г. – Томск, 2011.

Публикации по теме:

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС «Модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО» Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального.

Использование методической недели в повышении профессионального мастерства педагогов ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ласточка» Использование методической недели.

Комплексное сопровождение детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. Характеристики программы Содержание Название образовательной программы «Мозаика», Автор (ы): Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья.

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ «Хозяюшка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Конечно же, каждый родитель.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Школа профессионального роста педагогов В настоящее время предъявляются высокие требования к воспитателю. Центр внимания педагогов ДОУ – ребёнок, вокруг которого и разгораются.

Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития 1. В современных условиях вопросы изучения профессиональной пригодности специалистов, их адаптации к быстроизменяющимся требованиям трудовой.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии»Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»Уважаемые коллеги,.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ
Опубликовано: 14 мая 2017 в 12:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кабурова (УИ 102897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД