Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Галина Викторовна Балина
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.). Также к вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, соответствующего сопровождения ребенка со стороны взрослого (воспитателя, родителя).

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности», а в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Следует разграничивать понятия «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В.). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, и деятельность и поведение других детей.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития».

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности.

Инициативный ребенок умеет организовать свою игру, находит повод для общения, придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных дел другим детям; отличается разнообразием интересов. У дошкольников инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью; проявляется во всех видах детской деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности, игре, экспериментировании, является показателем детского интеллекта. Инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с появлением в речи ребёнка фразы «Я сам».

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

- бытовой труд (Л. А. Порембская);

- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);

- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);

- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности :

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С. 1983г., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Развитие инициативности ребенка от неосознанного повторения операций до активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться на различных этапах деятельности: ориентировочном (начало деятельности, выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей деятельности); исполнительском (организация собственного труда и самостоятельность в процессе решения задачи, завершенность действий); контрольно-оценочном (осознание сделанного, готовность к продолжению деятельности). Налицо взаимосвязь деятельности и развития инициативности субъекта деятельности, даже если этим субъектом является ребенок-дошкольник.

Закономерно возникает вопрос о психолого-педагогическом сопровождении ребенка дошкольного возраста в процессе развития его инициативности как важного качества деятельности.

К основным характеристикам такого сопровождения, относятся:

- опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов методов, которые способствуют развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т. д.);

- активизация инициативности и самостоятельной деятельности самого ребенка, лежащая в основе организации системно-деятельностного подхода в совместной деятельности ребенка и взрослого;

- создание условий, в которых ребенку предоставляется возможность проявить свою инициативность в различных образовательных областях;

- диалогизация и поддержка, сопровождающая коммуникативную деятельность с дошкольником, что помогает установить доверительные и открытые отношения между взрослым и ребенком;

- систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии инициативы и инициативности у детей дошкольного возраста.

В таком продуманном психолого-педагогическом сопровождении для ребенка создаются условия для возможности принимать самостоятельные решения в выполнении доступных им по трудности задач. Это в свою очередь формирует у них волевые качества, самостоятельность, произвольность поведения в разных ее видах, стремление добиваться поставленной цели, ответственное отношение к результатам своих действий.

Для развития детской инициативности, нужно:

1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу.

- условия развития детской инициативы и творческого самовыражения;

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Способы поддержки детской инициативы :

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

- педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Ну и, конечно же, сотрудничать с родителями по решению данного вопроса, так как пример родителей очень важен для детей.

Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для деятельности детей, в грамотном психолого-педагогическом сопровождении организации всего процесса, в побуждении и поддержке всех проявлений детской инициативности на всех этапах деятельности принадлежит педагогу. При этом педагог целенаправленно создает условия, в которых формируется и укрепляется инициативность ребенка, которая как личностное качество окажется более чем востребованной в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 13:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Викторовна Балина (УИ 28633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД