Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Татьяна Никитина
Консультация для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

«Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев"

(В. А. Сухомлинский)

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр“» размещена в разделах

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является-развитие мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.

Самомассаж (поглаживание, разминание).

Игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.

Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.

Игры с бумагой, песком, водой.

Лепка из глины, теста, пластилина.

Игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные :

Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами (гладкими и «колючими», карандашами, массажными щётками, грецкими орехами, каштанами, шишками и др.

Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: с сыпучими материалами (пшено, манка и др., бросового (крышечки, баночки и др., природного (камешки, ракушки, орехи, каштаны, шишки и т. д., хозяйственно-бытового (прищепки, платочки, фольга, пуговицы и др.).

Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, вес (тяжёлый-лёгкий, размер и форму предметов. Чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны.

Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками : забота о развитии правой и левой руки.

Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

Игры с мячиками.

Используем гладкие мячики и «колючие» (можно катать по ладошке, столу, коврику).

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад- вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).

Пальчиковая гимнастикас карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Пальчиковая игра «Башмачки»

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

Игра «Пальцеход» с использованием коврика с пуговицами.

Ребёнок ходит по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы.

Ходит цапля по болоту,

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там,

Взять еду своим птенцам!

Игры с крупой.

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями.

Прежде чем приступить к рисованию, дать ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.

Поиграть с крупой, потом разровнять крупу и провести по ней пальцем, оставляя след.

Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)

Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку и пусть малыш ищет их.

Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.

Например:

-Посмотрите, кого нашла Вика? Кто это?

-Правильно, это собачка.

-Как собачка лает?

-Гав, гав!

-Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючка,

С детками играет,

Очень громко лает: гав, гав!

Пальсчиковая гимнастика с платочками.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

Игры с фольгой

Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.

Завернуть маленькую игрушку в фольгу и предложить ребёнку развернуть, посмотреть кто спрятался.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют выражать свое отношение к окружающему.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал может использоваться не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования»Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования» Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 08:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД