Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций»

Ирина Васильевна Галактионова
Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций»

Речь детей дошкольного возраста активно развивается под активным влиянием взрослого. Эффективным средством развития диалогической речи выступают игры-драматизации. Кроме этого, театрализованная деятельность рассматривается как один из компонентов художественно-речевой деятельности, средство развития хорошей, образной, литературной речи. Термин «театрально-речевая деятельность» акцентирует внимание на речевом развитии дошкольников : восприятие литературных произведений средствами театра, театрализованная игра как «игра для себя» и инсценировка как подготовленное выступление детей «для себя».

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций“» размещена в разделах

Театрализованная игра представляет собой действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Актуальность использования театрализованных игр, в частности игр-драматизаций заключается в том, что:

- во-первых, дети получают образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи, насыщенной точными образными выражениями, фразеологизмами, употребляют различные типы связных высказываний для решения конкретных игровых коммуникативных ситуаций (рассуждения, объяснения, воспроизведение сказочных диалогов);

- во-вторых, речь становится понятной, выразительной, грамматически оформленной. В процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая имеет эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое применение вербальных и невербальных средств выразительности (ведь во время воспроизведения художественно-речевых сюжетов дети усваивают нормы речи в ее высшем проявлении)].

Театрализованные игры можно разделить на:

- игры в кукольный театр;

- игры-драматизации;

- игры-спектакли;

- театрализованное действие.

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

Игры-драматизации позволяют:

- создавать условия для возникновения игр по содержанию известных произведений детской художественной литературы и фольклора;

- учить детей сопровождать игровые высказывания соответствующими движениями, которые создают выразительный образ;

- развивать интерес к драматическим играм, инсценировкам, театрализации, желанию выполнять отдельные роли;

- формировать элементарные навыки владения языком жестов;

- учить имитировать движения людей, животных (персонажей игр-драматизаций, передавать мимикой определенное состояние человека;

- приучать создавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов;

- упражнять в умении интонационно передавать настроение персонажа;

- учить способам вождения кукол типа образных игрушек, настольного театра и театра перчатки, театра на фланелеграфе.

Игра-драматизация – это синтетический вид деятельности дошкольников. Возникновение ее возможно при наличии у детей прочных знаний литературного текста, навыков выразительного чтения, умения адекватно двигаться, использовать свою мимику и жесты, умения создавать игровую среду, подбирая необходимые атрибуты.

Игры-драматизации – это воспроизведение сюжета литературного произведения собственными действиями исполнителей ролей, использование ими средств выразительности – интонации, мимики, пантомимы. Драматизация происходит на основе личных действий исполнителей ролей. Умение выделять характерные качества персонажей формируется в процессе накопления знаний о животных, профессиях, состояния природы. Общепринято, например, считать лису хитрой, зайца – робким, волка – злым. Имея соответствующие представления, дошкольники легко воспроизводят способ передвижения различных живых существ, их характерные позы.

Герои любого произведения предстают перед нами в различных ситуациях и эмоциональных состояниях, раскрывающих все то типичное и индивидуальное в них. Играм-драматизациям присущи основные черты творчества игр: наличие замысла, совместных ролевых и реальных событий и отношений, и других элементов ситуаций. Также самостоятельность и самоорганизация детей.

Для театрализованной деятельности дошкольников применяют разнообразные виды театра, в зависимости от использования игрового материала и способа его размещения. Детей привлекает возможность изображать в играх людей – смелых, мужественных и отважных, сильных и добрых. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей.

Игры-драматизации делятся по способам изображения:

- драматизации с пальчиками (с куклами би-ба-бо)

- драматизация как игра самого ребенка;

- импровизация – по определенной воспитателем или выбранной теме ребенок создает образ с помощью выражений, мимики, пантомимы.

Театрально-речевая деятельность акцентирует внимание на речевом развитии дошкольников, ведь каждая из составляющих этой деятельности: восприятие литературных произведений средствами театра, театрализованная игра, как игра для себя, и инсценировка, как приготовление выступления детей для зрителей, – выполняет свои задачи. Во время работы над выразительностью слов персонажа, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, интонация. Выполняя роль, ребенок понятно, четко проговаривает текст, овладевает литературным языком. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Акцентирование на речевых задачах дает возможность осуществить влияние театрализованной деятельности на овладение детьми родного языка, овладение различными формами и типами связной речи. Через театрализованную деятельность дети знакомятся с окружающим миром, поэтому, учатся правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствует героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними. В целом, театрализованная деятельность и игры-драматизации являются перспективным направлением, одним из эффективных средств развития речевых способностей детей.

В процессе подготовки к показу спектакля у детей развивается эмоционально окрашенная связная речь, которая предусматривает широкое применение вербальных и невербальных средств выразительности.

Организуя игру-драматизацию, воспитатель сначала сам определяет, кто будет выполнять ту или иную роль, несмотря на то, кто из детей как воспринял сказку. Постепенно дети старшего дошкольного возраста сами приучаются правильно распределять между собой роли. Ответную игру-драматизацию надо начинать с простых сказок. разворачивая игру-драматизацию, воспитатель вопросами, репликами, жестами направляет действие. Иногда педагог берет на себя обязанности ведущего: рассказывает от автора текст сказки, который подводит детей к определенному действию. Дети старшего дошкольного возраста играют в более сложные игры-драматизации. Они вместе с воспитателем готовят костюмы, обсуждают, кому из детей какова роль больше подходит.

Таким образом, в играх-драматизациях обогащается и активизируется словарь детей, формируются умения самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать должное речевое оформление для реализации замысла, идеи. При подготовке театрального представления ребенок также выполняет упражнения, направленные на развитие выразительности, образности речи и усваивает воспринятые по-прежнему готовые речевые формы. В пределах каждого возрастного периода театрализованная деятельность детей имеет свои особенности, обусловленные особенностями развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия детьми литературных произведений.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 20:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД