Светлана Сдельникова
Консультация для педагогов «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Ребенок - природный исследователь окружающего мира, потому что мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Ребенок изучает все, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги - практики.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкался! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь?»
Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему, с годами восстановить практически невозможно.
Цель работы - развитие познавательного интереса и исследовательской активности у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Формировать у детей умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
• Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширять перспективы развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Система работы:
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непрерывная организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Формы работы:
•организованная образовательная деятельность (занятия);
•совместная деятельность взрослого и детей;
•взаимодействие ребенка со сверстниками в процессе самостоятельной деятельности;
• проблемные ситуации
• проведение опытов – экспериментов
Работа с детьми:
Дети - прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Чтобы обучение было интересным и увлекательным для детей, необходимы условия. Для этого в группе можно оборудовать мини-лабораторию, которая может располагаться в уголке экспериментирования.
Оборудование:
а) приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные часы, градусники, компас, магниты, секундомер;
б) разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки, шприцы и др. ;
в) красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
г) технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
д) медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
е) природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, и т. д. ;
ж) разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т. д. ;
з) утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
и) прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
У детей появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки. Так же в процессе экспериментирования нужно стимулировать детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Работа с родителями:
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью нужно проводить родительские собрания, консультации, тематические фотовыставки, анкетирование на которых объяснять родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.