Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми»

Екатерина Барабаш
Консультация для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать (В. А. Сухомлинский).

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются — все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох» — не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да—нет», «плохо— хорошо», приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.

Публикация «Консультация для педагогов „Сказкотерапия в работе с детьми“» размещена в разделах

Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку «по- жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Выход здесь такой — самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и прочее, но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз — фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.

Значит, надо вспоминать, — и именно в этом вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарными за это — ведь именно Вы прочитаете их своим детям.

Так что же такое Сказкотерапия? Одни говорят, что Сказкотерапия – это лечение сказками, другие, что Сказкотерапия – это процесс поиска и смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Третьи говорят, что Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Волшебство, которое происходит внутри нас, постепенно улучшает окружающий мир.

Но на самом деле, Сказкотерапия объединяет в себя все эти 5 понятий.

Детская сказкотерапия направлена на такие действия:

• Учит детей различать добро и зло;

• Учит хорошим качествам, воспитывает;

• Исправляет изъяны в поведении;

• Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;

• Способствует доверию между детьми и родителями;

• Развивает фантазию ребенка.

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием нескольких типов сказок : авторские, народные, художественные, дидактические, психологические, развлекательные, психотерапевтические, психокоррекционные, медативные и развивающие.

Дидактическая сказка – самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна – передать ребенку новое знание, умение, навык. Показать смысл и важность этого умения. Круг знаний и навыков, которым обучает дидактическая сказка, очень обширен.

Авторские сказки относят к типу психологических сказок. Психологическая сказка чуть проще и одновременно чуть сложнее. Это любая авторская история содержащая вымысел. В этом заключается ее простота, но одновременно с этим ее цель – повлиять на личностное развитие слушающего, путем передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом ее сложность.

Отличие психологической сказки от дидактической в том, что дидактическая сказка концентрируется на обучении полезным навыкам в бытовой сфере, в то время как психологическая сказка отбрасывает быт и сосредотачивается на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИЕ слушающего.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека – как взрослого, так и ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. События, которые происходят с героями такой сказки, могут быть похожи на события обычной жизни, а звучать могут как несколько абстрактные метафоры.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Цель психотерапевтической сказки – оказать своевременную поддержку.

Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

• Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой, и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании, направленным на формирование образа семейных отношений.

• Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, чудовищ, страшилок, и прочих. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

• Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка — значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

Так чем же эффективна сказка при работе с детьми дошкольного возраста?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел фантазия. Это еще и особенная реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком.

• В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь.

• Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой».

• Вы должны знать, насколько устойчиво внимание ребенка, как долго он способен продуктивно слушать.

• Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты.

• После прочтения сказки обсудите ее с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:

1. О чем сказка?

2. Что запомнилось больше всего?

3. Какие герои запомнились?

4. Что случилось с тем или иным персонажем?

5. Какие чувства возникали во время чтения?

6. Какое настроение после сказки?

7. Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

8. Случались ли у тебя похожие ситуации?

9. Чему мы можем научиться у этой сказки?

10. Как можно применить полученные знания в жизни?

Установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект. Сказка, как правило, начинается с присказки, дети старшего дошкольного возраста сочиняют их сами, младшим дошкольникам предлагаются уже готовые варианты. Когда присказка готова, начинаем придумывать героя. Дети среднего дошкольного возраста очень любят делать героями своих сказок игрушки, маленьких зверюшек или маленьких человечков. Со старшими дошкольниками можно брать более сложные образы героев старинных сказок : принца, принцессу, фею, Иванушку-дурачка, Марью-красу. Кроме того, дети 6-7 лет любят сочинять героев, похожих на них. В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют в дом, который бы хотели иметь сами, кормят своими любимыми угощениями. В сказках желательно снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может обретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки – злым героем. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее. Радостнее, что благотворно отражается и на здоровье детей. Конечно, процесс этот не быстрый, но это один из своеобразных путей к здоровью. Кроме того, сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.

Алгоритм сказкотерапии.

1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.

3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).

4. Описать реакцию на это окружение героя, их обиду (или отсутствие причины страха).

5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя неправильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

6. Придумать положительный финал.

7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают в развитии.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» (консультация для педагогов) На сегодняшний день существует огромное количество нарушений.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи» "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи" В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию»Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию» "Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в работе с семьей» Как музыка держится на трех китах (песня, танец, марш, так и работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных.

Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4–7 лет» Оглавление: 1. Немного об авторе 2. Суть методики 3. Возраст 4. Логические блоки 5. Альбомы 6. Достоинства и недостатки метода 7. Игры с.

Консультация для педагогов «Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста» Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми. Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна.

Консультация для педагогов «Применение квест-технологии в корекционной работе с детьми с ОВЗ» Учитель-логопед В. В. Волк МБДОУ № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска Консультация для педагогов «Применение квест-технологии в корекционной.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с синдромом дауна 1) Всегда помните – что у такого ребенка есть свои надежды, мечты, права и достоинства, несмотря на его состояние, он – личность. 2) Каждый.

Сказкотерапия как современная педагогическая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (Слайд 1) Работая с детьми, по коррекции нарушений в речи я столкнулась со многими проблемами. Особо меня затронула проблема связанная с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 20:47
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Барабаш (УИ 1851518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД