Поянэ Ольга Юрьевна
Консультация для педагогов «Социальные истории и дети с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальные истории являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего. В некоторых случаях социальная история может включать информацию: чего можно ожидать в этой ситуации, почему, а также варианты социально одобряемого поведения.
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.
Публикация «Консультация для педагогов „Социальные истории и дети с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Виды предложений в «социальной истории».
Описательные предложения (рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему).
Перспективные предложения (описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию, описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение, представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события)
Директивные предложения (желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным)
Правила написания социальных историй
Выберите событие или конкретную ситуацию;
Выберете конкретного персонажа (это может быть ребенок, бывают ситуации, когда нужно изменить имя ребенка, пол, главного персонажа на животное или предмет);
Описание должно быть простым и конкретно предельным (простые знакомы слова; длина истории зависит от уровня понимания ребенка, усидчивости, наличия навыка слушать; важно не читать нотация и не укорять ребенка);
Включите в историю конкретные детали, которые будут напоминать о событии, о котором Вы пишете ( это могут быть: цвет одежды, еда, запахи, звуки, игрушки, место, фотографии места и конкретных предметов).
Как мы знакомим ребенка с социальной историей
• Выберете время, когда ребенок спокоен и готов слушать историю;
• Скажите ребенку, что это написали Вы специально для него;
• Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее на потом;
• Составьте таблицу, в которую Вы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения).
Повторение
1. Выберете событие или конкретную ситуацию;
2. Выберете конкретного персонажа;
3. Просто и доступно опишите ситуацию (в первом лице Я или в третьем ОН ОНА);
4. Обязательно включите в свою историю детали;
5. История пишется позитивным языком с позитивно поданным описанием ответов и поведений;
6. История может содержать иллюстрации для того чтобы пояснять и улучшать понимание текста;
7. История содержит несколько типов предложений, которые приняты в методике (описательные, перспективные, директивные).
Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных детей.