МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Сторителлинг как способ развития связной речи детей дошкольного возраста»

Татьяна Петрищева
Консультация для педагогов «Сторителлинг как способ развития связной речи детей дошкольного возраста»

Консультация : для педагогов

«Сторителлинг как способ развития связной речи детей

дошкольного возраста»

Подготовила Петрищева Т. В.

Сторителлинг–это искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг был разработан и успешно опробован на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем крупной корпорации.

Публикация «Консультация для педагогов „Сторителлинг как способ развития связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения, и их влияние на поведение людей оказывается по-настоящему сильным.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке есть понятие «сказительство», и сторителленг можно назвать его современным продолжением.

Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании.

Это способ передачи информации через рассказывание историй. Человечество занималось этим на протяжении веков с помощью сказок, мифов, легенд… Умение рассказывать истории ценилось во все времена.

Сегодня общение все больше уходит в мир виртуальный, а реальное общение становится предметом роскоши, искусством, к которому необходимо снова возвращаться и обучаться. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных школьников, а это влияет на качество обучения, на полноценное развитие каждого. Монологическая речь у старших дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие трудности. Неподготовленному ребенку трудно запомнить даже небольшой текст. Обычно воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания.

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае?

Дети больше любят и лучше воспринимают и запоминают импровизированные, рассказанные истории, чем прочтенный текст. Читать ребенку нужно, причем много и часто. Но все же, чтение не заменит рассказанную сказку. Когда вы читаете, ваш взгляд направлен в текст, приходится прерывать повествование, чтобы посмотреть в глаза ребенку, задействовать его, поймать настроение. А если вы читаете целой группе? Как удержать внимание нескольких детей?

Рассказывая, вы находитесь в постоянном зрительном контакте со всей группой, вы видите сомнение или непонимание и тут же реагируете, поясняете, показывая жестом, задаете вопрос.

Дети, в это время, также, смотрят на вас, слушают историю, в головках складывается собственный образ рассказываемого. Они лучше слышат и активнее реагируют, так как для того, чтобы ответить, не нужно отвлекаться от картинки. А нам только того и надо: чтобы они слушали, слушали, воспринимали и реагировали. В дальнейшем дети сами будут на этих замечательных рассказах учиться интересно рассказывать свою историю.

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

Но важно не только рассказывать детям истории, но и давать возможность самим детям создавать и рассказывать их. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то. Это и есть активный сторителлинг. В активном сторителлинге педагогом может задаваться основа события и слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования истории.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами через ИКТ.

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей. Готовясь рассказывать истории детям, прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития. В истории должен быть определенный персонаж или герой, вызывающий симпатию. Можно использовать открытые вопросы к детям, привлекающие их к участию в рассказывании истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам.

В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом. В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.

1. Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Цель его чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его.

2. Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей.

3. Кульминация.

4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Как показывает опыт, при использовании техники сторителлинг в ДОУ дети сильно воодушевляются, внимательно слушают истории.

Историей может стать все что угодно. Можно рассказать уже существующую историю, а можно придумать свою собственную. Лучше начинать с простых историй, описывающих интересный или смешной случай из личного опыта. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные истории, делятся личными переживаниями, также любят рассказывать о книгах, которые им прочитали.

После прослушивания сказки воспитатель вместе с детьми может разыграть ее, при этом сделав опору на иллюстрации, жесты, движения. Дети получают огромное удовольствие от подобной деятельности.

Можно проводить занятия по совместному сочинению истории, выстраиванию своих рассказов по иллюстрациям или нарисованным картинкам. На этом этапе можно работать над общими дружескими воспоминаниями: например, составить совместно одну историю о том, как ребята ходили вместе в библиотеку или ездили в музей. Начинает историю взрослый, а продолжает ребенок, останавливается и передает эстафету следующему. Получается занимательная история с неожиданным концом. Такие истории объединяют ребят, поскольку они вспоминают о каком-то опыте, пережитом вместе.

Хочу вам показать настольную игру-пособие жанра storytelling, развивающую фантазию и речь - кубики историй.

Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Например, ребенку задается тема рассказа «Жил был гном» выпадает изображение дерева «Около его дома росло дерево» выпадает солнышко «Над домиком его светит солнышко» и т. д.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.

Техника сторителлинг не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время, т. к. не подразумевает использование книг или дополнительного оборудования.

Воспитатель в своей работе технику сторителлинг может применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках. Посредством этой истории вводится новый лексический и грамматический материал.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.

Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную устную речь, помогает запомнить материал.

Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на публике.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не сможете остановиться.

Список используемой литературы:

1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.

2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. - СПб. : Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сторителлинг как способ развития связной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 12:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД