Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»

Надежда Сапрыкина
Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

Публикация «Консультация для педагогов „Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР“» размещена в разделах

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок выполняет двигательные упражнения с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания.

Я хочу показать Вам несколько нейроигр, которые использую в своей работе:

1. «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят, делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. (можно выполнять это упражнение при автоматизации звуков)

2. «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

3. «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке, нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [Ш] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы, так же дифференциация звуков н-р: [С]-[З])

4. «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание).

А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп).

5. «Сортировка». Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

6. «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом можно проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

7. «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

8. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

9. «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

Подводя итог, следует отметить, что использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.

Также в индивидуальной работе с детьми использую межполушарные доски. Такой тренажер будет полезен для развития функций самоконтроля и внимания. Если включать в работу обе руки и работать ими одновременно, то происходит работа и правого, и левого полушария. Межполушарные доски представляют собой деревянные доски с двумя ячейками и бегунками или стилусами. В ячейки можно вкладывать различные деревянные вкладыши с лабиринтами. На начальных этапах работы необходимо использовать вкладыши с одинаковыми узорами. Важным принципом в работе является принцип от простого к сложному. Пока ребенок не освоил простые упражнения, нельзя переходить к более сложным. Сначала упражнение выполняется одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме – сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно упражнение усложняется, в работу включаются уже обе руки и ребенок пробует синхронно обеими руками пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, затем против. Так же можно проходить лабиринт синхронно двумя руками, но в разном направлении. И, самое сложное, это использование разных лабиринтов на разные руки, т. е. одна рука проходит один лабиринт, а другая рука – другой. Таким образом, происходит не только развитие межполушарного взаимодействия, но и влияние на синхронизацию работы рук и глаз.

Таким образом, хочется отметить, что использование на занятиях межполушарных досок дает прекрасную возможность развивать и совершенствовать высшие психические функции.

Для автоматизации звуков мы используем Логопальцеходы: это

комплект из 2 дощечек с синими и красными кругами. Ребенку предлагается прыгать пальчиками обеих рук и автоматизировать поставленные звуки, например звук «Ш» в начале, в середине и конце слога. С помощью пальцехода мы закрепляем звуки в скороговорках :

1. «Ышка-ышка-ышка-ышка вот шалунья наша мышка»

2. «Ша-ша-ша-ша вот цветы для малыша»

3. «Аш-аш-аш-аш облетает садик наш»

4. «Иш-иш-иш-иш за окном такая тишь»

Упражнения делают в разных вариантах от простого к сложному:

— отдельно пальчиками каждой руки на 1 дощечке;

— вместе пальчиками обеих рук на 1 дощечке;

— вместе пальчиками обеих рук на 2 дощечках сразу;

— располагать дощечки можно в горизонтальном или вертикальном направлении. В горизонтальном направлении можно пальчики поставить одной руки справа, другой – слева и идти навстречу друг другу и обратно.

Логоритмический ряд можно менять, можно менять и пальчики.

Вариантов упражнений можно придумать множество, например:

• Выкладываем ритмический ряд ( например: каштан, желудь)

- слева направо,

- справа налево,

- наискосок.

Затем усложняем задание: бери правой рукой каштан, левой – желудь. Затем можно подключить и ориентацию в пространстве (Возьми фигурку в верхнем правом углу, в нижнем левом углу и т. д.);

• Шагаем пальцами и проговариванием звуки, слоги, слова;

• Разложить цифры в соответствии с количеством точек на карточке, прошагать их, проговорить;

• Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное. (красный — красное, синий — синее и тд., прошагать пальчиками только красные кружки и т. д.

Начинать надо с простых упражнений, усложнять постепенно, можно комбинировать.

Теперь мы не просто шагаем пальчиками и развиваем когнитивные связи, но еще и автоматизируем звуки, выполняя различные задания. Занятия становятся не только полезными, но и интересными.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Игровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессовИгровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессов Предлагаю вашему вниманию мой новый игровой материал. Это осьминожки и ракушки, которых я связала из разноцветной пряжи. С этими вязаными.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Мастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детейМастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детей Для голосообразования необходимо дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 12:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сапрыкина (УИ 141977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД