Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»

Надежда Сапрыкина
Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

Темочки:

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок выполняет двигательные упражнения с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания.

Я хочу показать Вам несколько нейроигр, которые использую в своей работе:

1. «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят, делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. (можно выполнять это упражнение при автоматизации звуков)

2. «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

3. «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке, нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [Ш] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы, так же дифференциация звуков н-р: [С]-[З])

4. «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание).

А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп).

5. «Сортировка». Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

6. «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом можно проговаривать звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

7. «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

8. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

9. «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

Подводя итог, следует отметить, что использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.

Также в индивидуальной работе с детьми использую межполушарные доски. Такой тренажер будет полезен для развития функций самоконтроля и внимания. Если включать в работу обе руки и работать ими одновременно, то происходит работа и правого, и левого полушария. Межполушарные доски представляют собой деревянные доски с двумя ячейками и бегунками или стилусами. В ячейки можно вкладывать различные деревянные вкладыши с лабиринтами. На начальных этапах работы необходимо использовать вкладыши с одинаковыми узорами. Важным принципом в работе является принцип от простого к сложному. Пока ребенок не освоил простые упражнения, нельзя переходить к более сложным. Сначала упражнение выполняется одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме – сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно упражнение усложняется, в работу включаются уже обе руки и ребенок пробует синхронно обеими руками пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, затем против. Так же можно проходить лабиринт синхронно двумя руками, но в разном направлении. И, самое сложное, это использование разных лабиринтов на разные руки, т. е. одна рука проходит один лабиринт, а другая рука – другой. Таким образом, происходит не только развитие межполушарного взаимодействия, но и влияние на синхронизацию работы рук и глаз.

Таким образом, хочется отметить, что использование на занятиях межполушарных досок дает прекрасную возможность развивать и совершенствовать высшие психические функции.

Для автоматизации звуков мы используем Логопальцеходы: это

комплект из 2 дощечек с синими и красными кругами. Ребенку предлагается прыгать пальчиками обеих рук и автоматизировать поставленные звуки, например звук «Ш» в начале, в середине и конце слога. С помощью пальцехода мы закрепляем звуки в скороговорках :

1. «Ышка-ышка-ышка-ышка вот шалунья наша мышка»

2. «Ша-ша-ша-ша вот цветы для малыша»

3. «Аш-аш-аш-аш облетает садик наш»

4. «Иш-иш-иш-иш за окном такая тишь»

Упражнения делают в разных вариантах от простого к сложному:

— отдельно пальчиками каждой руки на 1 дощечке;

— вместе пальчиками обеих рук на 1 дощечке;

— вместе пальчиками обеих рук на 2 дощечках сразу;

— располагать дощечки можно в горизонтальном или вертикальном направлении. В горизонтальном направлении можно пальчики поставить одной руки справа, другой – слева и идти навстречу друг другу и обратно.

Логоритмический ряд можно менять, можно менять и пальчики.

Вариантов упражнений можно придумать множество, например:

• Выкладываем ритмический ряд ( например: каштан, желудь)

- слева направо,

- справа налево,

- наискосок.

Затем усложняем задание: бери правой рукой каштан, левой – желудь. Затем можно подключить и ориентацию в пространстве (Возьми фигурку в верхнем правом углу, в нижнем левом углу и т. д.);

• Шагаем пальцами и проговариванием звуки, слоги, слова;

• Разложить цифры в соответствии с количеством точек на карточке, прошагать их, проговорить;

• Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное. (красный — красное, синий — синее и тд., прошагать пальчиками только красные кружки и т. д.

Начинать надо с простых упражнений, усложнять постепенно, можно комбинировать.

Теперь мы не просто шагаем пальчиками и развиваем когнитивные связи, но еще и автоматизируем звуки, выполняя различные задания. Занятия становятся не только полезными, но и интересными.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Игровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессовИгровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессов Предлагаю вашему вниманию мой новый игровой материал. Это осьминожки и ракушки, которых я связала из разноцветной пряжи. С этими вязаными.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Мастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детейМастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детей Для голосообразования необходимо дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания.

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 12:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Внедрение нейроигр и тренажеров для развития психических функций у детей с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сапрыкина (УИ 141977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД