Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»

Екатерина Гаврилюк
Консультация для педагогов «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Публикация «Консультация для педагогов „Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи“» размещена в разделах

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Работа по коррекции мелкой моторики начинается с простейших, всем известных упражнений: «коза рогатая», «зайчик», «кольцо». Постепенно переходят к пальчиковым играм. Они очень эмоциональные, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития в мелкой моторике рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу. Детям очень нравится выполнять упражнения с различными предметами. Можно использовать любой материал (каштаны, шишки, орехи, колючие мячики и мочалки, бельевые прищепки, пуговицы, любые мелкие предметы)

Некоторые упражнения с использованием нестандартного оборудования:

1. «Горох и фасоль» (на дне сухого бассейна – горох/фасоль и игрушки из киндер-сюрпризов. Дети находят игрушки в сухом бассейне)

В ведре не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

2. С колючими мячами (дети катают мяч между ладонями, проговаривая)

У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник, нас уколет можжевельник.

3. С мочалкой (гладят ладошками по поверхности мочалки)

Гладь мои ладошки еж, ты колючий, ну и что ж,

Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

4. «Каштаны» (держат 2 каштана в кулачке и перекатывают их)

Каштаны в ладошке я крепко держу, каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке, они убегают как мышки от кошки.

5. «Пальцеход» («ходит» указательными и средними пальцами по дорожке с пришитыми пуговицами)

Ходит цапля по болоту на прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там взять еду своим птенцам.

6. «Комканье платка» (вбираем носовой платок, используя пальцы одной руки)

У меня живет проглот, весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота брюхо как у бегемота!

7. Со счетными палочками (пара одноименных пальцев на обеих руках берет по одной палочке на каждую строчку)

Очень длинный клюв у цапли (2-й – 2-й,

Вы длинней найдете вряд ли (3-й – 3-й,

Клювом мерятся пришли (4-й – 4-й)

Аисты и журавли (5-й – 5-й).

8. «Узловка» (проходят пальчиками по узлам)

Лезет, лезет альпинист, в этом деле он артист.

По скале и по веревке он наверх залезет ловко!

9. С пробками (идут пальцами, обутыми в пробки)

Крышки пальчики обули, смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку на веселую прогулку (смена рук).

Пальцы словно балеринки, но обутые в ботинки.

Каждый пальчик будто ножка, только шаркает немножко.

10. С эспандером-кольцом (сжимают кольцо и говорят)

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчики сильней, а головушка умней.

11. С мячиками

Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда.

12. С крупными бигуди (катают колючие бигуди)

Трудно ролик мне вести прямо по дорожке,

Так и хочется ему спрятаться в ладошке.

(катают бигуди между ладонями, потом прячут в ладонях).

13. С прищепками (бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев)

Сильно кусает котенок-глупыш! Он думает, что это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

14. С бусами (перебираем бусы)

Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

15. С карандашом

Крутим мы с трудом давно это толстое бревно.

Вы ошиблись, это наш тонкий, легкий карандаш.

Массаж с помощью зубной щетки

Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики. (растирают щеткой подушечки пальчиков)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя 5-10 минут ежедневно.

"Сидит белка"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом",

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу,

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.

"Человечек"

указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

те же движения производить пальцами левой руки;

те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

Развитию ручной моторики способствуют также :

Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

Нанизывание бус, бисероплетение;

Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

Упражнение "Сорока-белобока"

Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

Интенсивное растирание каждого пальца

Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

При ежедневном выполнении подобных упражнений у детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас, а также развиваются важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности, что очень важно в школьной жизни.

Важно, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда Учитель-логопед МБДОУ д/с № 70 г. Белгород Акиншина Наталья Сергеевна В наше время можно заметить существенную закономерность – «Пальцы.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи у детей дошкольного возраста Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно,.

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР»Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР» Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи» Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры.

Консультация для педагогов «Система работы по развитию мелкой моторики у детей» Выступление на районном семинаре «Современные образовательные технологии в ДОУ» воспитателя 1 кв. категории МДОУ «Новомичуринский детский.

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи и тем более общее недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 13:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гаврилюк (УИ 38982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД