наталья сидоренко
Консультация для педагогов «Значение утренней гимнастики для ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством педагога способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение утренней гимнастики для ребенка“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Старшие дошкольники должны знать, что оздоровительное воздействие утренней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям. В старших группах важно требовать качественного выполнения каждого упражнения от детей.
Традиционный комплекс утренней гимнастики.
Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности.
1. Непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.
2. Непрерывный бег в умеренном темпе (1,5-3 мин.).
3. Разные построения.
4. Упражнения общеразвивающего воздействия (6-7 упр.).
5. Бег (30 сек.).
6. Подскоки на месте.
7. Непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.
Широко должны применяться общеразвивающие упражнения как с пособиями (гантели, набивные мячи весом 0.5кг, детские эспандеры, скакалки, гимнастические палки, обручи, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение 1-2 недель в зависимости от сложности его содержания. Надо кратко и четко объяснить задание, напомнить исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения. В старших группах объяснение упражнений сочетается с показом только в самом начале освоения комплекса. Дети к 6 годам должны научиться выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики по слову педагога, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности, действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями. После 2-3 повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком весь комплекс. Во время проведения утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение. Это создает положительный эмоциональный тон.
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания и характера. Наряду с традиционным типом утренней гимнастики в практику должны быть введены разные ее варианты.
Утренняя гимнастика игрового характера.
В нее могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности («Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достают лягушку», «птичка машет крыльями» и т. д. Можно создать целый сюжет из имитационных движений.
Например, игровой сюжет «птички прилетели» : «птички клюют зернышки»- дети сидят на корточках; «птички полетели»- дети легко бегают по залу; «птички полетели в свои гнезда»- дети быстро занимают свои домики- обручи.
Комплекс гимнастики игрового характера :
1. Ходьба друг за другом, легкий бег 1,5-2 минуты, построение в колонны.
Упражнения общеразвивающего воздействия.
1. «Цапля машет крыльями».
И. п. : основная стойка.
Руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений руками, сгибая и разгибая локти, затем медленно опустить руки через стороны. Кисти рук при этом слегка подняты. Поднять руки в стороны, наклонить голову вперед, назад, вправо, влево и сделать вновь 3-4 волнообразных движения руками в быстром темпе.
2. «Цапля стоит на одной ноге».
И. п. : основная стойка, руки на поясе.
Поднять левую ногу, согнутую в колене (носок оттянут книзу, и опустить ее. Затем поднять и опустить другую ногу. Затем сделать 3-4 волнообразных движения руками. Поднять ногу, одновременно поднимая и опуская слегка согнутые в локтях руки.
3. «Цапля достает лягушку».
И. п. : ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая опущена вниз.
Поднять опущенную правую руку, согнув кисть и пальцы наподобие клюва, а затем поднять руку вверх и посмотреть на нее. Потом наклонить туловище вниз, одновременно опуская вниз правую руку. Сделать 2-3 пружинящих наклона, касаясь пальцами правой руки носка левой ноги. Спокойная ходьба.
4. «Цапля полетела».
Сделать несколько пружинящих полуприседаний на месте (поочередно на каждой ноге, а затем бег, руки в стороны (машут крыльями).
Дыхательные упражнения.
Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.
Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легкие, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий. Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т. д.
Утренняя гимнастика с включением оздоровительных
пробежек.
Этот тип утренней гимнастики проводиться обязательно на воздухе, во время приема детей. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (1-2 раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.