МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Управление процессом развития творчества детей в конструировании из бумаги (оригами)»

Елена
Консультация для педагогов «Управление процессом развития творчества детей в конструировании из бумаги (оригами)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Белочк

Тема: "Управление процессом развития творчества детей в конструировании из бумаги (оригами)"

Подготовила:

воспитатель Е. П. Кабанова

г. Заволжье

2019г

В последнее время большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей.

Публикация «Консультация для педагогов „Управление процессом развития творчества детей в конструировании из бумаги (оригами)“» размещена в разделах

В психолого-педагогической и методической литературе подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление индивидуально-личностных способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью, на наш взгляд, может стать художественный труд по исследованиям Т. А. Гомыриной, а именно – техника оригами (конструирование из бумаги). Актуальность проблемы развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги состоит в том, что при помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры из бумаги. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. При изготовлении оригами у детей развивается фантазия, воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие.

В исследованиях К. И. Чуковского, Дж. Родари, Г. С. Виноградова, Т. Н. Ушаковой, Т. И. Алиевой было установлено, что в процессе творческого конструирования у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа.

Обучение строится на подражательной основе – используются образцы, показ и подробное объяснение изготовления каждой поделки. Г. И. Долженко считает, что превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как удивительную игру, не замечая, что в процессе складывания решают важные задачи: находят параллели по диагонали, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить живое. [2]

Л. А. Парамоновой и О. А. Сафоновой была разработана система формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей 3-7 лет. В основу этой системы положено овладение обобщенными способами конструирования из бумаги. [3]

Искусство оригами не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ученые и педагоги признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь. В этом искусстве ребенок получает удовольствие и развивает свои творческие навыки.

Особое внимание уделили развивающей предметно-пространственной среде. В группе был создан уголок-микроцентр «Наша мастерская» для самостоятельной конструктивной деятельности детей. Там были размещены материалы для знакомства детей с искусством. На стене, на уровне глаз ребенка, были вывешены условные обозначения и схема сложения базовых форм. Рядом был оборудован стол со стульями – место для изготовления поделок. Материал для изготовления поделок находился в свободном пользовании.

На первых занятиях по конструированию из бумаги (оригами) мы организовали простое экспериментирование детей с цветной бумагой, для ознакомления детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Для ознакомления детей со свойствами бумаги, мы создали необходимые условия: подобрали бумагу разного цвета и плотности. Детям предлагалось действовать с бумагой по своему желанию, они практическим путем сравнивали свойства разной бумаги : удивлялись, что картон плохо сгибается и не мнется, а мягкая бумага легко рвется.

Руководство педагога сводилось к тому, что он направлял деятельность детей вопросами («Что это?», «Что ты взял?»). Воспитатель переводил детей от беспорядочного манипулирования к ориентировочным и поисковым действиям работы с бумагой. Дети непроизвольно складывали бумагу в 2-3 направлениях и получались поделки (лягушка, дом, бабочка). Остальные дети копировали их действия, но не у всех из них получались эти поделки, несмотря на многократные попытки. Для преодоления таких трудностей, мы предлагали детям поэтапно выполнять поделку, демонстрируя каждый этап. Также для того чтобы ребенок мог сам выполнить поделку, мы предлагали детям разобрать готовую поделку и собрать ее потом самостоятельно. Ребенок, выполняя поделку поэтапно, мог представить образ сложного по структуре предмета. В течение этих занятий все дети открыли для себя функциональное назначение бумаги для изготовления поделки.

На первом этапе воспитатели стремились превратить знакомство с поделками из бумаги в радостное событие : украшали помещение группы в японском стиле, слушали японскую музыку. На занятиях показывали детям игрушки в технике оригами, демонстрируя процесс изготовления их, на основе таких занятий у детей закреплялся интерес к оригами.

После самостоятельного экспериментирования с бумагой, педагогом была организована совместная конструктивная деятельность всех детей. Эта работа проводилась с целью развития детского воображения, интереса к созданию поделки в технике оригами.

На втором этапе детей обучали азбуке оригами, знакомили их с базовыми формами, учили пользоваться пооперационными схемами. Этот этап был направлен на развитие у детей восприятия, мышления, воображения и освоения ими обобщенных способов и технических приемов конструирования художественной композиции.

Обучение детей искусству оригами на втором этапе начинается со знакомства с базовыми формами, чтобы в дальнейшем ребенок мог изготовлять самостоятельно поделки. Вначале детей знакомили с новыми способами конструирования, используя игровую ситуацию «Волшебное превращение бумажного квадрата». Практическая деятельность детей осуществлялась после подробного рассмотрения художественной иллюстрации. Уточнялось, как называется картина и что на ней изображено. Было представлено несколько иллюстраций, на которых были завершенные и незавершенные действия одного и того же объекта. Педагог предлагал детям рассмотреть готовое изображение (аквариум, далее задавал вопросы и уточнял, чего не хватает в незавершенном изображении. Вклад каждого ребенка заключался в самостоятельном выборе варианта преобразования общей композиции.

На других занятиях задания базировались на освоении детьми пооперационных схем. Ребенок учился преобразовывать обобщенное строение (базовую форму, испытывал эстетические чувства и перестраивал их в художественные образы, используя средства художественной выразительности. Много внимания уделяли мотивации (сделать игрушки для выставки, игрушки для украшения елки).

На третьем этапе конструктивная деятельность детей стала более самостоятельной и целенаправленной. Для формирования у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы конструирования из бумаги для создания новых поделок, более сложных конструкций, детям предлагались задачи проблемного характера (выбери цвет бумаги, чтобы получилась веселая или грустная ворона). Решение этих задач требовало переноса знакомых способов конструирования в новые условия и их комбинирования. Педагог учил ребенка, задавая вопросы, самостоятельно конкретизировать замысел будущей поделки, выбирать выразительные средства, реализовывать замысел и контролировать его осуществление. Эти занятия определили у детей особый интерес и желание делать поделки в технике оригами. В ходе выполнения заданий использовали:

«Игру в молчанку» (один молча, складывает, другие объясняют, как он складывает);

• пропуск одного и более этапов складывания;

• придумывание фигурки.

В ходе этих занятий дети самостоятельно конструируют все объекты художественной композиции по собственному замыслу в соответствии с тематикой занятия, предложенной воспитателем.

Для развития конструктивного творчества дошкольников нами было установлено тесное взаимодействие с родителями посредством различных форм. Были проведены: родительское собрание «Роль оригами в воспитательном процессе», консультация «Значение оригами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» стенд «Копилка семейных советов», газета «Непоседа», папка-передвижка, конкурс на лучшие поделки – участие родителей в творческой деятельности детей.

Таким образом, проведенная нами работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования о том, что при создании определенных условий управление педагогом процессом развития конструктивного творчества дошкольников является более эффективным.

Во-первых, эффективность управления процессом развития творчества дошкольников в конструктивной деятельности возможно только при условии профессиональной компетентности педагога в вопросах требований программы по данной проблеме, способности педагога проектировать и реализовывать систему управления процессом развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги с использованием современных технологий, обеспечивающих развитие творчества детей.

Во-вторых, управление педагогом процессом развития творчества дошкольников требует создания предметно-развивающей среды, способствующей накоплению у детей знаний, представлений об искусстве оригами и возможностей отражения их в практической конструктивной деятельности.

В основе управления педагогом процессом развития творчества дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из бумаги, позволяющие детям проявить творческий потенциал.

В-третьих, подтвердилась эффективность использования личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми в конструктивной деятельности, в процессе которого педагог и воспитанники становятся настоящими партнерами во взаимном творческом начинании.

Литература:

1. Афонькин С. А., Афонькина Е. Ю. Как возникло и развивалось оригами. М., 1998

2. Долженко Г. И. 100 оригами/ А. Ю. Долбишева, В. Н. Куров. Ярославль, 2008

3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учеб. Пособие для студентов высш. пед. уч. зав. М., 2002

4. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2

Публикации по теме:

«Да здравствует радость творчества!» Консультация для педагогов и родителей дошкольного возраста«Да здравствует радость творчества!» Консультация для педагогов и родителей дошкольного возраста ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА! Поём Опыт вокального искусства, пусть и самый неумелый, помогает научиться слушать себя, выделять из.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Фотоотчёт о конструировании из бумаги в технике оригамиФотоотчёт о конструировании из бумаги в технике оригами Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального.

Конструировании из бумаги «Сказочный Петушок» для детей младшего возрастаКонструировании из бумаги «Сказочный Петушок» для детей младшего возраста В свободное время я со своими четырехлетками люблю заниматься творчеством. Мы вместе с детьми придумываем- что мы будем делать и из чего.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!»Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс из цветной бумаги в технике оригами «Подсолнух» для совместного творчестваМастер-класс из цветной бумаги в технике оригами «Подсолнух» для совместного творчества Данный мастер класс будет интересен: воспитателям, педагогам дополнительного образования, детям старшего, подготовительного дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Управление процессом развития творчества детей в конструировании из бумаги (оригами)»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 10:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД