Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности у детей»

Марина Бабенко
Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности у детей»

Консультация для родителей.

«Развитие познавательной деятельности у детей»

В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».

Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т. д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет, удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т. е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

- продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

- воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

- воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

- практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т. п.).

- учить малыша выражать словами свои впечатления.

- обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах,

рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.

Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Главное – родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук — майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использованиепроблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т. д. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности» пн., 04.11.2013 Цели:ЦК 1)приобщать родителей к театральному.

Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников» Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди.

Консультация для родителей. Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома. Консультация для родителей. Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома. Детское экспериментирование – это один.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности ребёнка дошкольника через игровую деятельность» Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной деятельности» Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности Составил: Тимирбаева О. Г. В настоящее.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы детей 4–5 лет посредством сенсомоторной деятельности» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье». Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» в старшей группе Статья. Воспитатель: Коротаева Валентина Григорьевна Старшая «А» группе прошел: Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной.

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности у детей»
Опубликовано: 6 марта 2018 в 20:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 1
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 1. Доброе время суток уважаемые друзья, коллеги и гости! Осенняя пора… Яркая, красочная, живая, богатая....
Конспект занятия по лепке «Грибочки для белочек» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: формировать у детей эмоциональный отклик на просьбу о помощи. Задачи: продолжать учить детей формировать определенный предмет из пластилина, разными...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....