Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Людмила Госниц
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Опыты помогают развивать у детей мышление, логику, творчество, позволяют показать связи между живым и неживым в природе, приобрести новые знания о том или ином предмете или явлении. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются ребенком надолго, и главное пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В детском саду проводится планомерная работа в данном направлении - организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия, фиксация результатов опытов и наблюдений. В группах созданы все условия для решения задач по развитию детской познавательной деятельности : в ходе экспериментов дети имеют возможность использовать бумагу, песок магниты мензурки воду и т. д.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Но не всегда родители желают поддержать детский интерес и любознательность. Подумайте часто ли Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Нежелание поддержать детский интерес и инициативу дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Предлагаем Вашему вниманию несколько направлений экспериментальной деятельности для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста, которые легко можно провести в домашних условия.

Направления экспериментальной деятельности

Экспериментирование с песком и глиной

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, формирования навыков экспериментирования с песком и глиной.

Задачи: Создание условий для ознакомления детей с особенностями песка и глины, умения анализировать результаты сравнения свойств этих веществ.

Способствовать развитию умений и навыков детей в экспериментировании, умению видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Стаканчики с песком и глиной на каждого ребенка, листы бумаги,

лупы, палочки.

Примерное содержание исследовательской деятельности :

Опыт 1.

Воспитатель: Дети, возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли, сыплется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Потому и говорят, что песок - сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика.

Вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2.

Воспитатель: Дети, давайте с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из песчинок). Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные)

Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи, чем отличаются? Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Дети глина чем-то похожа на пластилин?

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Фиксация результатов опытов и наблюдений:

Составление рассказа о рассматриваемом объекте.

Направления экспериментальной деятельности

Экспериментирование с водой

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей, формирования навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

Создать условия для ознакомления детей со свойствами воды (без вкуса и запаха, прозрачная, при морозе превращается в лед).

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Активизировать словарь детей.

Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Примерное содержание исследовательской деятельности :

На столе дети обнаружили контейнер с водой, рассматривают его, рассуждают.

Воспитатель: Дети, что это? Кто мог принести воду в группу?

Кто мне скажет, кому и для чего нужна вода?

Ребенок читает отрывок стихотворения «Мойдодыр» К. Чуковского.

Как вы думаете, что произойдет, если вода исчезнет?

Сейчас я расскажу и покажу вам много интересного про свойства воды.

Опыт 1: Дети определяют, имеет ли вода запах.

Каждому ребенку дается стакан с водой и с соком. Дети определяют, чем пахнет сок и вода.

Делают вывод: вода без запаха.

Опыт 2: Дети определяют, имеет ли вода вкус.

Каждому ребенку дается стакан с водой и с соком. Дети определяют, какой на вкус сок и вода.

Делают вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3: Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар или соль, размешать и попробовать на вкус. Что вы почувствовали?

Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Дети, отгадайте загадку:

В ней купаться невозможно,

Перепрыгнуть очень сложно.

Нет для белых туфель хуже

Оказаться в грязной (Луже)

Лужи, когда бывают? А что происходит с ними, когда наступают сильные холода?

Вот посмотрите, это кусочки льда. Как они образовались?

Опыт 4: Возьмите кусочек льда. Какой он? (твердый, холодный, мокрый).

Погрейте лед в ладошках, что происходит с ним?

Вывод: от тепла кусочек льда начинает таять.

Фиксация результатов опытов и наблюдений:

Нарисуйте, что вы запомнили о свойствах воды (дождь, лед, лужи, стакан с водой).

Направления экспериментальной деятельности

Экспериментирование с воздухом

Цель: Создание условий для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи: Создать условия для формирования у детей представлений о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности,

умение делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: стаканчики с водой, трубочки, полиэтиленовые мешочки.

Примерное содержание исследовательской деятельности :

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но, все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

А почему мы не можем без него жить?

Как вы думаете, если воздух необходим всему живому на земле, нужно ли относиться к нему бережно?

Скажите мне, где находится воздух?

Опыт 1:

А мы видим воздух? Можно его потрогать руками?

Попробуйте его потрогать.

Вывод: воздух невидимый.

Сейчас мы с вами постараемся поймать воздух. Посмотрите, как это сделаю я.

Опыт 2:

Воспитатель берет целлофановый пакет и быстро закручивает его.

Потрогайте, какой стал пакет? (Твердый, упругий-там остался воздух)

Предлагаю вам ребята тоже поймать в пакет воздух.

Посмотрите, вам видно друг друга через пакет?

Вывод: воздух прозрачный.

Дети, как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим!

Опыт 3:

Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. Дуем тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Что это происходит с водой? (Выходят пузырьки).

Как они там оказались, в стакане же только вода была?

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Фиксация результатов опытов и наблюдений:

В контуре стакана рисуем пузырьки воздуха.

Направления экспериментальной деятельности

Экспериментирование с магнитом

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Создать условия для формирования у детей представлений о понятии "магнит",

его свойствах и использовании свойств магнита человеком.

Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Воспитатель вносит в группу магнит. Привлекает внимание детей.

Ребята, кто из вас знает, что это такое?

Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт 1:

«Всё ли притягивает магнит?»

Воспитатель: Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины).

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Вывод: Магнит притягивает к себе железные предметы или прилипает к железным поверхностям.

Опыт 2:

«Действует ли магнит через другие материалы?»

Воспитатель: Дети, а может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? ” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу.

Опыт 3:

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Воспитатель: Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду.

Фиксация результатов опытов и наблюдений:

Фотографирование проведения эксперимента.

Направления экспериментальной деятельности

Экспериментирование с растениями

Цель: Создание условий для приобщения детей к познанию, исследовательской деятельности.

Задачи: Создать условия для развития у детей познавательного интереса и творческой активности.

Дать детям представление о том, что для роста растения необходимы благоприятные условия (свет, влага, тепло, бережный уход за растением).

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность,

стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Оборудование: комнатное растение, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями, контейнер с землей).

Беседа с детьми о комнатных растениях, о необходимости бережного ухода за ними.

Опыт 1:

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за ростом растений (одно растение растет ровно, другое растение тянется к свету).

Вывод: Для растений необходимо достаточное количество света.

Опыт 2:

Продолжительное время поливать комнатные растения одинаковым количеством воды (кактус, фиалку, фикус, бальзамин)

Показать детям разную потребность растений во влаге. Растение, которому необходимо меньшее количества воды может погибнуть.

С детьми сделали вывод, что прежде чем ухаживать за растениями, необходимо узнать родину его происхождения, т. к. неправильный уход может привести к гибели растения.

Вывод: Каждому растению необходимо разное количество влаги.

Опыт 3:

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии цветущих растений на участке детского сада, отмечают их яркое цветение, красоту оформления клумб.

Как получилась такая красота?

Рассказ о том, как появляется красивый цветок.

Рассматривают с детьми семена. В контейнер с землей сеют семена, поливают водой, ставят на подоконник. Наблюдают за появлением всходов, пропалывают.

Через некоторое время пересаживают в стаканчики, затем высаживают в грунт на участок детского сада.

Вывод: Для появления красивого растения необходимы благоприятные условия и длительный период выращивания.

Фиксация результатов опытов и наблюдений:

В ходе наблюдения роста растения, фиксируют все изменения по мере их развития, сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Семена – росток – взрослое растение – цветок.

Направления экспериментальной деятельности

Исследование о возможностях человека

Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о возможностях человека.

Задачи:

Дать детям представление о том, что имеет возможность говорить, запоминать, выполнять физическую работу.

Развивать интерес к познанию возможностей человека, своих возможностей, личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитывать уважение, доброе, чуткое отношение друг к другу.

Оборудование: картинки, игрушки, гантели, скакалки, кубы – мягкие модули.

Беседа с детьми о том, что может человек.

Сейчас мы проверим, что можете вы.

Мы говорили о том, что человек имеет способность запоминать.

Кто хочет проверить, можете ли запомнить прочитанный рассказ?

Воспитатель читает рассказ, дети последовательно его пересказывают.

Мы говорили о том, что человек имеет возможность говорить.

Кто желает нам это доказать.

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

Человек имеет возможность выполнять физическую работу.

Можем ли мы выполнять эту работу?

Дети выполняют упражнения с гантелями, скакалкой, переносят кубы - мягкие модули.

Вывод: Человек имеет способность запоминать, говорить, выполнять физическую работу.

Фиксация результатов опытов и наблюдений:

Фотографирование проведения эксперимента.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва» .

Консультация для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1. Превращение. Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые наши друзья» Цель: Развивать представления о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни; учить классифицировать насекомых и умению.

Презентация «Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Песочные фантазии» Актуальность: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной.

Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 18:41
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Госниц (УИ 328193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД