Кривенко Екатерина
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать по больше об особенностях этого сложного периода.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Что такое адаптация?
Адаптация - это не только приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Какие изменения произошли в жизни ребенка:
-строгий режим дня,
-отсутствие родителей,
-новые требования к поведению,
-постоянный контакт со сверстниками,
-новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного,
-другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, что приводит:
К нарушениям эмоционального состояния
К нарушениям психофизического состояния
Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.
Существуют три степени адаптации:
- легкая адаптация - поведение ребенка нормализуется в течении 10-15 дней. К 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
- адаптация средней тяжести - в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Настроение неустойчиво в течение месяца. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.
- тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое состояние отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибывает в весе в течение 1-2 кварталов.
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
-Особенности высшей нервной деятельности;
-Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
-Чрезмерная тревожность родителей;
-Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу, гиперопека;
-Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
-Состояние здоровья (хронические заболевания, неврологическая симптоматика у ребенка и т. п.);
-Неумение общаться с окружающими;
-Не сформированность культурно - гигиенических навыков;
-Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода):
Ребенок открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка.
Частые болезни
Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.
Дома - капризы, в садике - успехи.
Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил.
Дома – «хороший», в садике – «ужасный».
Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля над собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как с взрослыми, так и со своими сверстниками.
Признаки успешной адаптации ребенка в д/с
-Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне);
- Хороший аппетит;
- Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п. ;
- Настроение, легко просыпается утром;
- Желание идти в детский сад.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут», «Будешь капризничать - не заберу из детского сада».
По утрам когда собираетесь в детсад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.
От того насколько мама открыта воспитателю, доверяет ему, и готова сотрудничать с ним зависит адаптация ребенка. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы.
Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада.
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
Не скупитесь на похвалу. Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов.
Поощряйте любопытство.
В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами.
Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия.
Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.
Уважаемые родители!
Желаем Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот период. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!