Надежда Кощенкова
Консультация для родителей «Агрессивные малыши: почему и как»
▼ Скачать + Заказать документы
«Агрессивные малыши: почему и как»
(младший возраст)
Довольно часто приходится наблюдать детскую агрессию на детских площадках, в песочницах, во время совместных игр, которая проявляется в разных формах: укусах, драках, отбирании игрушек у других детей.
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивные малыши: почему и как“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Попробуем разобраться с причинами ранней детской агрессии.
Одной из причин агрессивного поведения у малышей является копирование поведения какого-либо телевизионного персонажа. Всё чаще в последнее время родители не особенно утруждают себя цензурой того, что смотрит их чадо. «Я пришёл (а) с работы, устала. Дай отдохнуть!» и сажают своё чадо перед голубым экраном, включая «модные» мультфильмы, не особо задумываясь о возрастных ограничениях, содержании. А между тем, красочные персонажи зачастую с перекошенными лицами и нечеловеческим обликом крепко «врезаются» в детское сознание, становятся любимыми, теми, на кого так хочется стать похожим. Вот и получается, что спустя некоторое время любимое чадо начинает дико кричать, махать кулаками, толкаться, принимать агрессивные позы.
Пример неадекватного агрессивного поведения ребёнок может получить на улице, играя с детьми постарше. Играя между собой, старшие воспитанники «голубого экрана» (будь то телевизор или компьютер) употребляют в общении далеко недружественные выражения типа «тебе не жить», «убью», «сверну башку». Малыш, волей или неволей находящийся рядом, получат готовое клише своего поведения. И это ещё пол беды. Спустя некоторое время он повторяет увиденное и услышанное (плохое как известно усваивается лучше) в общении с родителями или другими детьми. И в этот момент удивляет поведение родителей: подобные выходки списываются на «бестолковость» (мол мал ещё) и вызывают умиление.
Особого внимания заслуживают ситуации, где в семьях есть старшие дети (братья или сестры). Случаи, когда ребёнок систематически подвергается жестокому обращению со стороны старших братьев или сестёр, приводят к появлению агрессии и формированию в процессе переживания своего положения психологической псевдозащиты: «Я стану таким, как мой (я) брат (сестра, и он (она) не сможет мне причинить вреда» .
Особое внимание хочется уделить взаимоотношениям на уровне родитель-ребёнок. Источником примера агрессивного поведения являются сами родители, которые позволяют себе «срываться» на детей, дергать, толкать их,грубо отвечать посторонним взрослым, выяснять отношения со второй половиной в присутствии детей.
Рассмотрев основные причины ранней детской агрессии необходимо остановиться и на действиях взрослых по её предупреждению.
Самое главное- родители должны стать примером в поведении для своих малышей. Больше уважения друг к другу и окружающим людям. Обязательно исключить привычку выяснять отношения при детях. Если родители наказывают своего ребёнка, то делать это надо не в гневе, вымещая своё раздражение, без злобы. «Наказывай, любя», - говорили старцы. Надо понимать, что даже в благополучных семьях малыш может чувствовать, что он недостаточно любим, т. к. материальное благополучие не есть благополучие психологическое. Критерием для маленького человека служит не количество игрушек и качество одежды, а внимание: совместная игра, прогулка, творчество. Четырехлетние малыши с удовольствием вместе с мамой будут мыть посуду, месить тесто. И главное не в качестве сделанного, а в том, что «ВМЕСТЕ». Немаловажную роль играют телесные контакты – объятия. Чем чаще ребёнка обнимать, тем комфортнее и надежнее он себя будет чувствовать. Ребёнок, которому хорошо, ведёт себя хорошо.
Что касается драк в песочницах, то реакция взрослых обязательно должна быть. Самое первое и главное- помочь (пожалеть, отряхнуть, успокоить, если плачет) обиженному. Действия обидчика нужно адекватно оценить, без оскорблений и осуждений: «Не трогай, пожалуйста, моего ребёнка!». Обиженному и успокоенному малышу обязательно нужно объяснить ситуацию: «Мальчик (девочка) поступил (а) ПЛОХО, он (она) не подумал (а)».
Маленькие дети быстро забывают обиды.