Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова»

Лариса Василенко
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова»

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, её цель – научить детей понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова. Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, играх. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяжённости. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха. На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чем остальные. Обучение детей интонационному выделению звуков в слове происходит только на примере согласных, с помощью такого методического приёма, как образец произнесения слова воспитателем. В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце). Практическое обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «сыр» ребёнок должен произнести его три раза: ссыр, сыыр, сырр. Дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, необходимо показать им это наглядно, представив в виде схемы. Например, рисунок – слово, название которого надо разобрать, и ряд клеточек под рисунком. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. В процессе звукового анализа ребёнок будет заполнять последовательно клеточки кружками красного, синего и зелёного цвета. Рисунок помогает видеть предмет, схема выполняет функцию контроля. Когда все клеточки будут заполнены кружками, педагог ведёт указкой под схемой и в соответствии с движение указки произносит слово; повторное «прочтение» слова по звуковой схеме осуществляется вместе с детьми. Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

® рассмотреть картинку – схему и назвать слово;

® дети делают предположение, сколько в нём звуков;

® педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, задерживая указку в первой клетке. Дети повторяют;

® воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то «м»);

® дети произносят звук и кладут кружок в первую клетку. Аналогично проводится работа с последующими звуками. Когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ слова у доски с помощью воспитателя.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничего не мешает при произношении – ни зубы, ни губы, ни язык. Найдя все шесть звуков (а, о, у, ы, э, и) в проанализированных ранее словах, педагог говорит, что это необыкновенные звуки, мы их произносим громко, полным голосом. Это гласные звуки, мы обозначаем их красной фишкой. На последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то мешает – губы, язык, зубы. Сравнение звуков по их произношению проводится в игре. Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы» - твердый и мягкий согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления пар звуков. Например, сравнить два слова кот и кит. Игра «Насос» - предложить надуть большой мяч (с-с-с) и маленький (сь-сь-сь). Игра «Назови братца» - воспитатель называет твёрдый звук, а ребёнок – мягкий. Только после того, как дети начнут улавливать разницу по звучанию, вводятся понятия: большого братца мы будем называть твёрдый согласный звук и обозначать синей фишкой, а маленького – мягкий согласный звук и обозначать – зеленой.

В образовательной деятельности детей знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложение из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку. Игры: «Закончи предложение», «Живые слова» и другие. Знакомятся со схемой предложения. В старшей группе делят слова на части (слоги). Эта работа проводится в начале года. В подготовительной группе продолжается работа по звуковому анализу слов; детей учат вычленять и обозначать словесное ударение; знакомят со всеми буквами русского алфавита; знакомятся с некоторыми правилами орфографии; учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции. Ведущей задачей на этих занятиях остаётся формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения. Воспитатель обогащает лексику детей, практически знакомя их с омонимами, антонимами, многозначностью слова; обращает внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знак). Продолжается работа по звуковому анализу слова на материале 4-5 звуковых слов, учат выделять ударный слог и ударный гласный звук. Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша, потом переходить к словам с дарением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога нужно произносить слово целиком. Педагог даёт образец произношения с подчёркнутым ударением. В играх можно предложить произносить слово быстро и тихо, шёпотом. В этом случае ударный слог становится ещё более различимым. Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок – замок, кружки – кружки). В течении года дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой, печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву и звук. Умение ребёнка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Упражнения и игры с буквами: выложить букву из палочек, верёвочек, пуговичек; нарисовать, слепить букву; раздать карточки с зеркальными буквами; раскрасить, вырезать, сделать букву из конструктора. В последнюю очередь знакомят с буквами «е», «я», «ю», «ё», «ъ», «ь». Формируется способность детей слышать при произношение сочетание мягкого согласного звука «й» с гласными звуками «э», «а», «у», «о». Проводится звуковой анализ слов «лента», «няня», «клюшка», «звёзды».

Литература:

Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» - 2005.

Безруких М. М. «Чему и как учить ребёнка до школы» - 2004.

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» - 2005.

Ельцова О. М. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» - 2009.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов» Обучение звуковому анализу слов. Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой.

Консультация для воспитателей «Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №49 «РОДНИЧОК» Воспитатель: Черепанова Наталья.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 18:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...