Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться»

Светлана Лазарева
Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться»

В наше время, в ХХI веке, многие дети (а порой и взрослые, страдают заиканием, тиками, ночным и дневным энурезом, головными болями, вредными привычками, а также агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью. Все эти болезни лишь следствия, а причина одна – страх, заложенный в раннем детстве. Он гложет человека изнутри, из подсознания, не давая возможности радоваться жизни.

Страх. Что же это такое? На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий, влекущих за собой выделение гормона (адреналина).

Страх — это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.

Как известно, новорожденный младенец ничего не боится, он смело подползает к краю кроватки, норовит схватить острую вилку или удариться о край кроватки. Но вот он растет, начинает познавать окружающий мир, а направляем в этом его мы, взрослые, и от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит не только его физическое состояние, но и психическое здоровье.

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки, цепенеют при виде паучка. Кто-то боится злой Бабы-Яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе.

Но надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и. пр., не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх - это обычное явление для психического развития ребёнка. С одной стороны, не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Но и с другой стороны, «тепличные», гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, также часто испытывают трудности в общении и поведении. Здесь важна золотая середина.

Нужно помнить о том, что неосторожными словами, излишним обереганием или необоснованными угрозами мы можем зафиксировать в ребенке собственные страхи или повышенную тревожность.

Мы сами учим наших детей бояться!

На появление детских страхов влияет так называемый эгоизм родителей по отношению к ребенку. Что же это такое?

В некоторых семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Мальчик хочет танцевать, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию карате. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства.

Нередко родители ворчат, шантажируют, высмеивают ребенка на людях: «На кого ты похож.», «Что это за вид.», «Смотри, как мне плохо, когда ты.» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают родителей.

Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль.

Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по нескольку раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле.

Очень часто в семьях используют открытые посылы и прямые угрозы.

Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди.» или «Если ты не пойдешь в школу, то я.». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Такие дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят сутулясь, мелко семеня ногами.

Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В будущем, в дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.

Есть семьи, где каждый имеет свою частную жизнь. «Мама, я хочу с тобой поговорить о.» — говорит маленький мальчик. «Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отвечает ему мать. Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не разрешаются, а только накапливаются.

Следует помнить, что любовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь — это универсальное средство от всех болезней, а особенно психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку много времени, поговорить с ним о его проблемах, то следует хотя бы завести животное, чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь — вот все, что нужно невротичному ребенку.

Так же страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.

Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Однако они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают своему чаду глазки: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься. И ушки закроем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего. И ротик завяжем - не дай бог, что-то не то скажешь, тебя обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем они тебе - мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, сами отнесем тебя, куда надо. А самое главное — это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце. Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!»

Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе? Кроме умного лобика свободного у ребенка нет ничего.

Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример.

Но задумайтесь над ним, любящие родители!

Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность, действовать самому - это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются, перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача — не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта, и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в приведенные ниже игры, лучше, если помогать вам при, этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнение помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка.

Так не бойтесь!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ СТРАХОВ И ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

«Мышь и мышеловка» (для детей с 5-ти лет)

Необходимое количество играющих — 5- 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это «мышеловка» (или сеть). Водящий — в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуация.

Предупреждение

1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно «мышке».

2. Если взрослый замечает, что «мышонок» загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем «мышонку», расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

«Неваляшка» (для детей с 6-ти лет)

Необходимое количество участников трое, желательно родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии 1 метра лицом друг к другу. Ноги ставятся устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют тихо падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания постепенно может увеличиваться.

Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5-ти лет)

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, - подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1—2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция, и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

«Расскажи свой страх» (для детей с 5-ти лет)

Минимальное количество участников — 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я была такой, как ты, то.» Затем задает вопросы: «А у вас бы такое?», «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого был похожее.

Предостережение: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: страхи темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.

«Рыбаки и рыбки» (для детей с 6-ти лет)

Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее (но не менее б).

Два участника — «рыбки». Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки — это «сеть». Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из «сети» «рыбка» ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся «сетью». Процесс смены ролей повторяется 2—3 раза.

Предупреждение: движения сети должны быть в меру агрессивными.

«Чехарда» (для детей с 6-ти лет)

Играют 3—5 участников. Один стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если он застрял на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу, и так далее до последнего участника. Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.

Участие в игре взрослых обязательно – они наблюдают за процессом игры и порядком.

«Жмурки» (для детей с 4-х лет)

Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и игрок снимает повязку.

Предостережение; следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков; как только почувствуете, что игра затянулась, «поддайтесь» с радостью.

«Маски» (для детей с 6-ти лет)

Минимальное количество участников — 2, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Совет: чтобы закрепить маски, лучше использовать, резинку, липкую ленту или пластырь.

Прикреплённые файлы:

detskie-strahi-i-kak-s-nimi-borotsja_is3n2.ppt | 1179,5 Кб | Скачан: 54
 
Публикации по теме:

Как победить детские страхи. Консультация для родителей Страх - врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Причины: Конфликтная обстановка в семье,ситуация когда ребенок.

«Страхи наших детей». Консультация для родителей Дети часто, когда приходят в детский сад, то говорят: "Там Бабай", " Дядя стучит, укол сделает" и т. д. Откуда такие мысли возникают у детей?.

Детские истерики: как реагировать и как бороться? (консультация для родителей, воспитателей и других взрослых). Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с проблемой детских.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего — то боится: темноты, грома, собак — тогда обратите внимание на представленный.

Консультация для родителей «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный мир. Многие родители обеспокоены проявлением страхов.

Детские страхи. Консультация для родителей Кaждому из нaс с дeтствa знaкомо чувство стрaхa. Стрaх-это нормaльнaя зaщитнaя рeaкция нa угрозу в том или ином видe. В нормaльной, eстeствeнной.

Капризы ребёнка и как с ними бороться Ребёнок ищет свои пределы допустимого. Поэтому очень чётко надо выяснить, что «можно», что «нельзя». И если это нельзя, то нельзя всегда,.

Консультация для родителей «Как выбрать очки и правильно с ними обращаться» Уважаемые родители! Не падайте духом, услышав неблагоприятный прогноз. Всегда помните о том, что очки способствуют улучшению зрения. Именно.

Консультация для родителей «Детские страхи» Консультация для родителей «Детские страхи». Каждый человек, когда – либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие.

Консультация для родителей «Детские страхи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Трусишка зайка серенький». Уважаемые родители, а известно ли вам, что нередко вы сами виноваты в том, что ребёнок.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Автор публикации:
Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 18:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психология детей, обучающихся в начальной школе»
Что же делать после окончания детского садика? Что хотят дети? Это важно понимать. Первое - поступление в школу - одно из главных событий в жизни ребёнка. В...
Проект «День здоровья» для разновозрастной группы
Проект: «День Здоровья в ДОУ» Автор: Ищенко С. А, воспитатель Участники проекта – педагоги, дети группы сокращенного дня, родители; Сроки реализации...
Конспект занятия «Безопасность детей на улице»
Ребенок должен знать, как вести себя на дороге. Безусловно, в школе, и детском саду детей учили правилам дорожного движения. Но это были, так сказать,...
Летний праздник «Лето красное, для души прекрасное»
Сценарий летнего праздника ( для всех возрастных групп) «Лето красное, для души прекрасное! » Действующие лица: Ведущий Тучка Лето Необходимые атрибуты:...
Консультация «Адаптация ребёнка в детском саду»
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми...