татьяна хлынова
Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения, направленные на развитие тактильного восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, помните, количество и качество накапливаемых знаний ребенка зависит от уровня развития различных видов восприятий. Восприятие - это активный познавательный процесс формирования представлений об окружающем мире через органы чувств. Одним из первых каналов получения информации об окружающем мире является тактильное восприятие - осязание предметов руками и всем телом через прикосновение, ощупывание, надавливание.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Игры и упражнения, направленные на развитие тактильного восприятия“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
У детей представление о предмете, его свойствах, признаках формируется не сразу, а постепенно. В процессе предметно-манипулятивной и предметно-практической деятельности с предметами и игрушками.
Поэтому взрослому необходимо помогать стремительно подрастающему ребенку, активизировать канал тактильного восприятия в процессе игровой деятельности, используя нехитрые приспособления.
Игры и упражнения нужно проводить с первых месяцев жизни.
• Постоянно контактируйте с малышом с помощью прикосновений, поглаживаний, обниманий, покачиваний, приговаривая при этом потешки или стишки, например :«По кочкам, по кочкам», «Шалтай - болтай», «Еду к бабе еду к деду»
• Рассматривайте с ребенком, ощупывайте игрушки и предметы изготовленные из различных материалов (пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие, ребристые шершавые, пушистые, колючие, холодные, теплые) и при этом обязательно проговаривайте что в руках, какое на ощупь, из чего оно сделано.
В дошкольном возрасте ребенок способен самостоятельно отыскивать одинаковые на ощупь предметы, ткани лежащие перед ним. Для формирования этого умения можно сыграть в игру:
«Найди пару мешочку»
Наполните 4 мешочка или носочка, или шарика рисом, мукой, фасолью или другими крупами так, чтобы получились пары идентичных мешочков.
Рассмотрите, потрогайте с ребенком предложенные парные предметы. Покажите как можно на ощупь отыскать одинаковые. Когда ребенок справится самостоятельно, дополните игру еще парой тактильных мешочков.
«Парные лоскутки»
Изготовьте пары лоскутков размером 5 на 10 из шелка, меха и др.
Разложите с ребенком в ряд сначала только 4 парных лоскутка, два из меха и, например, два из дермантина. Потрогайте вместе руками, озвучьте какой он на ощупь. Далее возьмите один, предложите найти такой же из тех, которые лежат перед ребенком.
Другой вариант более сложный: возьмите один потрогайте и предложите найти такой же, но с закрытыми глазами. Постепенно количество лоскутков можно увеличить.
В дошкольном возрасте ребенок понимает и различает признак предмета. Самостоятельно узнает предмет по заданному признаку (гладкий, пушистый, мягкий, шершавый, сухой, мокрый). Для формирования этого навыка можно - поиграть, так:
«Прятки»
Подберите игрушки, например мячики (из ткани-мягкий, из резины -твердый, из ниток-пушистый, массажерный мячик). Положите их в ряд.
Возьмите платочек: «Мама спрячет мячик колючий! Где он?»- ребенок показывает, мама тут же его прячет, накрываете салфеткой. «Где колючий мячик?»-ребенок его открывает. После меняемся, мама просит «Спрячь мягкий мячик!». Ребенок накрывает платочкоми т. д. Вместо платочка полезно применять и игрушечную горку, и машинку, и мешочек, и широкую трубу. Например : «Скати с горки мягкий мячик» или «Какой мячик тебе дать для горки?».
«Из чего это сделано»
Предложите пощупать предмет и расскажите сами из чего это сделано, а в следующий раз попросите ребенка отыскать в мешочке (в шляпе, под платком) резиновую игрушку, деревянную, тряпочную и т. д.
«Парные игрушки»
Предложите в мешке, не глядя, отыскать такую же игрушку как у него в руке. В мешочек можно положить ложку, мячик, кубик, фломастер, лист. Достаточно для начала три предмета.
«Найди такой же наощупь»
Рассмотрите с ребенком три предмета на одну тему (посуда, одежда, игрушки, фрукты, но такие, чтоб два из них были идентичными: две чайных ложки и одна вилка. Далее одну вилку и одну ложку прячем в мешочек или под салфетку и предлагаем отыскать такую же ложку, не подглядывая. Увеличиваем количество посуды, если ребенок уверенно отыскивает парочки.
«Найди предмет»
В мешочке лежат: камушки, ракушки, шарики и т. д. Предложите достать только камушек, только шарик.
«Что лишнее»
Предложите потрогать три предмета, два из которых относятся к одной теме, например : игрушки (2 мячика и 1 носочек и пр.) и положить в волшебный мешочек. Далее попросите достать лишний предмет. Спросите, почему он достал носок. «Лишний носок, потому что это все одежда, а не игрушки».
«Разгадай секрет»
Положите под салфетку знакомый один предмет (машинку, куклу, мячик, предложите его ощупать под салфеткой (через салфетку) и назвать что там.
Песочница
Для развития тактильного восприятия можно изготовить песочницу и наполнить ее, например, тонким слоем манки, гречки, пшена.
В такой песочнице под присмотром взрослого можно порисовать и ладошками и пальчиками, можно насыпать крупу в блюдечко, формочку, сгребать в кучки, отыскивать на дне картинку (наклейку) и выполнять раскопки.
Полезные советы:
Обязательно рассматривайте с ребенком тактильные книжки. Можно изготовить альбом с различными видами ткани, бумаги.
Предлагайте ребенку после «обследования» игрушки или предмета совместно зарисовать его или совместно слепить из пластилина, соленого теста.
Помогайте ребенку через его руки познавать много нового и интересного для формирования и расширения его кругозора.
Успехов!