Тамара Киселева
Консультация для родителей: «Дошкольное детство. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста». Буклет
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет памятка для родителей детей 4-7 лет
Буклеты являются одной из форм работы психолога детского сада и школы с родителями. Буклет (англ. booklet - «книжечка») – вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна.
Публикация «Консультация для родителей: „Дошкольное детство, Особенности развития детей старшего дошкольного возраста“, Буклет» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Главная задача педагога-психолога в ходе консультации – объяснить родителям в наглядной и доступной форме с помощью буклета самые важные проявления на данном возрастном этапе. Добавив в буклет яркие иллюстрации, соответствующие тематике по выбранному важному вопросу, родители смогут более в доступной форме рассмотреть и достаточно полно понять особенности данного возраста.
Данный буклет представленный на сайте является авторской разработкой педагога-психолога Киселевой Т. Г., и будет полезным наглядным материалом для родителей детей старшего дошкольного возраста. В буклете дана краткая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Ведущая деятельность в дошкольном детстве. Продуктивная деятельность. Самосознание ребенка в старшем дошкольном возрасте. Рефлексия. Эмоциональная сфера. Психические новообразования. Кризис 7 лет. Советы родителям детей старшего дошкольного возраста. Развивающие игры.
Информация содержащаяся в буклете:
Кто они: старшие дошкольники?
Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 4 до 7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом, социальном развитии ребенка.
В старшем дошкольном возрасте имеет приоритет сюжетно-ролевая игра. Она приобретает творческий характер, усложняются сюжеты игры. Появляются игры с правилами, игры-фантазии и режиссерские игры.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни ребенка главной является продуктивная деятельность вместе с игровой.
В 4-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. У ребенка формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность.
Игра способствует зарождению основ учебной деятельности. Малыш начинает играть «в школу», относится к учебе как к своеобразной ролевой игре с правилами.
В старшем дошкольном возрасте подвергается изменениям самосознание. У психологически здорового ребенка развивается элементарный образ «Я», формируется система представлений о себе, строится самооценка. Маленький человек оценивает себя как представителя определенного пола. Дошкольник начинает понимать обязанности и права, у него появляется четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.
Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности анализировать и осмысливать собственные действия, поступки, мысли.
Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости. Появляются мотивы одобрения, сочувствия, поддержки, самоутверждения, самолюбия.
Особое место в психологической характеристике детей 5-7 лет имеет становление чувственной сферы – эмоций и чувств. Чувства становятся постояннее и серьезнее.
Старший дошкольник различает эмоциональные состояния за внешними проявлениями человека (мимикой, жестами, позами, интонацией).
Предметом внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который ребенок пытается войти. Центром для ребенка и его ежедневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований.
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают в себя появление очертания детского мировоззрения. Также к возрастным новообразованиям относят:
- Внутренние этические инстанции.
- Соподчинение мотивов.
- Произвольное поведение.
- Творческое воображение.
- Личное сознание.
В 5-7-летнем возрасте дети осознанно относятся к своему здоровью, начинают выбирать эталоны к подражанию. Благодаря этому становится актуальным формирование здорового способа жизни. Двигательная активность старшего дошкольника высока и становится целенаправленнее.
Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Этот период психологи называют «КРИЗИС 7 ЛЕТ».
ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 7 ЛЕТ: НЕГАТИВИЗМ, УПРЯМСТВО, СТРОПТИВОСТЬ, СВОЕВОЛИЕ, ПРОТЕСТ, ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ: ЧАСТО ГРУБИТ, ПЛОХО ДЕЛАЕТ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛУ, ДО ПОСЛЕДНЕГО СТОИТ НА
СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, НАЧАЛИСЬ ПАЯСНИЧАНИЯ, УЖИМКИ.
ТАКЖЕ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ: РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ, БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫМ, РАССЕЯННЫМ, ЗАМКНУТЫМ И РОБКИМ.
Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка.
- Нужно не забывать говорить детям теплые и ласковые слова, не дожидаясь прилива тепла и нежности.
- Родителям нужно быть вовлеченными в образовательный процесс.
- От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказок.
- Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он – личность!
- Хвалите ребенка за мелкие удачи.
- Разбирайте неудачи, выясняйте вместе причины.
- Играйте с ребенком в развивающие и подвижные игры.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
«КОРЗИНА»
Цель: развивать мышление и расширять словарный запас. Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине.
«ЗАКОРЮЧКИ»
Цель: развивать творческое воображение.
Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
Сформулировав главные особенности того или иного возраста и отразив информацию в понятной наглядной форме, педагог-психолог сможет помочь родителю понять что происходит в психологическом, физиологическом и социальном развитии ребенка на данном жизненном этапе. Таким образом, родитель сможет помочь своему ребенку преодолеть закономерные для каждого человека переходные этапы возраста, начнет разбираться в проявлениях и симптомах «кризиса» на данном возрастном этапе. И самое главное родителю стоит научиться не паниковать и помочь взрослеющему человеку, преодолеть самые важные изменения, происходящие в развитии ребенка и его мировоззрении в целом.