Получи документы

Консультация для родителей «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста»

Екатерина Максимчук
Консультация для родителей «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста»

Далеко не все поступки ребёнка внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на сознании этих норм, не на убеждении в их справедливости, а на подчинении взрослому. На боязни наказания. Например, отвечая на вопрос: «Почему надо класть игрушки на место?» дети говорят: «Так нам велят» или «А то нас накажут». Нравственный смысл правила (если игрушки на месте, никому не придётся их искать; ведь в детском саду все пользуются игрушками) остаётся непонятным.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений – не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь «знаемыми», но не «действенными», а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, радость и т. д., побуждение к нравственным поступкам. Через эмоционально воспринятые поступки литературных героев дети приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющий оценивать эти поступки – добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные.

Самая доступная пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали – описание конкретных положительных поступков. Например, после прочтения «Айболита» К. Чуковского, дети, отвечая на вопрос: «Почему вам нравится доктор Айболит?», приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него.

Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем:

Этот чистит валенки, моет сам галоши

Он хотя и маленький, но вполне хороший.

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,

Про такого говорят: «Он плохой, неряха»

В Маяковский

Особой формой преподнесения нравственного содержания литературного произведения является использование юмора, который доступен пониманию старшими дошкольниками («Помощница» А. Барто, «Вредные советы» Г. Остера, «Фома» С. Михалкова). Подобные произведения вызывают оживление, активное обсуждение и одновременно учат» противостоять» отрицательным поступкам (известно, что дошкольникам свойственна идентификация себя с положительными героями).

Таким образом, художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

В работе со старшими дошкольниками воспитательные задачи можно усложнить, формируя представление о том, что буквальное следование моральным нормам не всегда возможно.

В жизнь ребёнка очень рано входят нравственные правила, регулирующие поведение в конкретных ситуациях. Так, например, детям внушается необходимость быть послушными; «Нельзя драться», «Надо быть вежливыми», «Надо всегда слушаться маму» и т. д. И это в принципе верно, не имея достаточного опыта ориентировки в окружающем, малыш может нанести вред своему здоровью, обидеть сверстника, проявить грубость. Но дети становятся старше, и чтобы не развивалось пассивное послушание, они должны научиться осознавать значимость вводимых правил. Но вместе с тем, нельзя не отметить, что положительно насыщенный образ родного дома становиться психологическим основанием нравственного человека.

Родной дом – это сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт; атмосферу родного очага, определяемую семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников. Именно от родного дома, семейного очага идёт начало нравственного воспитания ребёнка. Каких моральных принципов придерживаются взрослые, так и ребёнок ведёт себя. Нет любви, нет заботы, нет души- нет и морали.

Однако некоторые родители, которые сами недополучили любви, ласки, заботы и внимания со стороны своих родителей, не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему.

Другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий к его развитию не требуется. Поэтому на помощь к таким семьям должны прийти педагоги, психологи и социальные работники.

В наше не простое время часто люди ставят наличие денег выше морали (мол, за деньги можно всё купить; морально всё, что можно купить).

За деньги можно купить:

Кровать, но не сон.

Знание, но не разум.

Еду, ноне аппетит.

Украшение, но не красоту.

Лекарство, ноне здоровье.

Слуг, ноне друзей.

Реликвию, ноне спасенье.

Распятие, но не Спасителя.

За деньги никогда не купишь:

Любовь, даже если бы купил всласть.

Уважение, даже если бы купил положение.

Справедливость, даже если бы купил судью.

Надежду, даже если бы купил обещание.

Небеса, даже если бы купил церковь.

Публикации по теме:

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зренияФормирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения В нашей средней группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушением зрения в соответствии с образовательной.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА». Консультация для родителей: «Формирование правильной.

Консультация для родителей и педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Связная речь - развёрнутое изложение мыслей,.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста Введение Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 09:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД