Лучший педагог года

Консультация для родителей и педагогов «Учимся отгадывать загадки»

Юлия Ходарева
Консультация для родителей и педагогов «Учимся отгадывать загадки»

Консультация для педагогов и родителей

«Учимся отгадывать загадки»

Автор: учитель-логопед

Ходарева Юлия Викторовна

Тюмень 2019

1. Что такое загадка и зачем нужно уметь их разгадывать?

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Учимся отгадывать загадки“» размещена в разделах

Загадки – вид народного творчества, «замысловатое иносказательное описание предмета или явление, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Задается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке».

Загадки дошли до нас из глубины веков. Произведение фольклора и древней литературы свидетельствуют о том, что зачастую с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя. Со временем они постепенно превратились в средство воспитания и развлечения, в занимательные вопросы о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах – отгадках.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, учит четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, а также помогает научиться ярко и лаконично передавать образы предметов.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Прежде чем загадать загадку необходимо оценить, будут ли они понятны ребенку, соответствуют ли они возрасту.

2. В каком возрасте какие загадки загадывать?

В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина, качества и свойства, которые дети хорошо знают. Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.

Мягкие лапки,

а в лапках цап-царапки (кошка).

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петя- петушок)

В шкурке жёлтой,

кислый он

Называется … (лимон)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком (собака).

Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает (петух).

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок -

Нет ни головы, ни ног (ёж).

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (матрёшка).

В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге. Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут (мяч).

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днём он - забияка,

Поутру - часы (петух).

Над нами -

Вверх ногами.

Ходят - не страшатся,

Никого не боятся (мухи).

Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением. Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями,

а не птица (жук).

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (поезд).

Вроде сосен,

вроде ёлок,

А зимою без иголок (лиственница).

Посреди двора

стоит копна

Спереди - вилы,

сзади - метла (корова).

3. Как же научить ребенка отгадывать загадки

Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа.

Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом. Не забывайте, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще. В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.

Рассмотрим для примера следующую загадку:

На четырех ногах стою

Ходить же вовсе не могу.

На мне ты любишь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять.

(кровать)

Читаем первую строчку (один признак) загадки:

На четырех ногах стою…

Предлагаем ребятам подумать, кто или что может стоять на четырех

ногах, дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол,

стул…продолжаем чтение загадки

Ходить же вовсе не могу.

Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети

вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, шкаф, диван, кровать и т. д. Затем заканчиваем чтение загадки:

На мне ты любишь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять.

И дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих предметов является отгадкой.

Давайте рассмотрим еще один пример разгадывания загадки:

-Шевелились у листка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел.

Что надо искать? Цветок. Но не обычный, а такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».

Или, например, можно загадать несколько загадок об одном предмете. Чем больше загадок вы загадаете, тем лучше ребенок изучит этот предмет. Этот способ хорошо подходит для детей младшего возраста. Например, загадки о луке:

Не бьет, не кусает,

А плакать заставляет.

Зелененькая птичка

В землю снесла яичко.

Сидит баба на грядках,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет,

Всяк плачет.

Сидит дет во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья и четвертая – о его внешнем виде.

Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

4. Как научить детей придумывать загадки самостоятельно?

Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета.

Например. Объект – ёжик.

- Ёжик - какой?

Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.

- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?

- Ёлка, кактус, иголка.

- Что еще бывает круглым?

- Колобок, солнце, мяч…

- Что бывает маленьким?

- Муравей, мышка, паучок…

- Что еще бывает серым?

- Волк, мышь, заяц…

Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка:

Колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок.

Маленький, а не муравей.

Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).

Чтобы работа по придумыванию загадок была увлекательной, загадку, которую придумает ребенок, взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность захватывает детей: им хочется сочинять загадки, которые взрослому трудно отгадать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Непослушный карандаш» Консультации для родителей и педагогов: «Непослушный карандаш» Все знают, как нелегко приучить ребенка держать карандаш правильно. Если.

Консультация для педагогов и родителей «Проведение прогулки» Прогулка это обязательный компонент в режиме дня, которая проходит на улице, на свежем воздухе. Она должна постоянно пополнять и обогащать.

Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?»Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.

Консультация для родителей и педагогов «Малиновое настроение»Консультация для родителей и педагогов «Малиновое настроение» Детский возраст - время игр, учебы и веселья, а это требует серьезных затрат энергии. Поэтому ребенок часто просит у родителей поесть чего-нибудь.

Консультация для родителей и педагогов «Орбизы»Консультация для родителей и педагогов «Орбизы» Orbeez или Орбиз – так называют разноцветные шарики, которые растут в воде. Изготавливаются они из суперабсорбентного полимера (гидрогеля).

Консультация для родителей и педагогов «Шустрики и мямлики»Консультация для родителей и педагогов «Шустрики и мямлики» Уважаемые коллеги, наверно не раз приходилось вам слышать такие слова: «Ну, давай же скорей! Что за копуша! Сколько раз повторять! Я жду.

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей старших дошкольников  «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу»Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу» Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Учимся отгадывать загадки»
Опубликовано: 10 января 2020 в 21:07
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД