Марина Тиунова
Консультация для родителей и педагогов: Экологические опыты и эксперименты для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов :Экологические опыты и эксперименты для старших дошкольников по формированию представлений об особенностях растительного и животного мира тундры.
1) Эксперимент «Вечная мерзлота».
Цель: формирование представлений об особенностях растительного покрова тундры летом.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов: Экологические опыты и эксперименты для старших дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: две одинаковые непрозрачные ёмкости (цветочные горшки, наполненные землёй. В одной из ёмкостей под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно). Ёмкости с водой, мерки (ложки, маленькие стаканчики, две чашки разного объёма.
Проведение эксперимента.
- Скажите, одинаковые ли эти горшки? Теперь в каждый из них мы нальём одинаковое количество воды. Как отмерить одинаковое количество жидкости? (Эту задачу дети должны иметь возможность решить экспериментально).
- Как вы думаете, что произойдёт, когда мы нальём воду? (Вода уйдёт в землю).
Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
Проделываем то же самое со вторым горшком.
- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть – стекло. В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, т. к. они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. Какими же тогда вырастают сами растения?
- Вот так с помощью двух цветочных горшков мы поняли, почему растения в тундре не бывают большими, и образуются болота.
2) Опыт «Почему бабочки в тундре тёмного цвета?»
Цель: формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Оборудование: картинки бабочек разного цвета, настольная лампа (не менее 100 Вт, тёмные и светлые предметы.
Проведение опыта.
Под настольную лампу одновременно положите два предмета: тёмный и светлый, подержите их там некоторое время и дайте потрогать детям.
- Какой предмет нагрелся сильнее? (Тёмный). А т. к. в тундре солнечных дней немного, то бабочка с помощью тёмной окраски берёт всё возможное тепло.
- Попробуйте объяснить, почему вы летом носите светлую одежду? Вспомните, почему ствол у берёзы белый?
3) Опыт «Почему у оленя широкие копыта?»
Цель: выявление зависимости между особенностями строения копыт северного оленя, свойств меха и приспособленности к климатическим условиям.
Оборудование: иллюстрация с изображением северного оленя, две лепёшки из теста толщиной 1 – 1,5 см., 2 пластмассовые крышки (с прикреплёнными на пластилин к одной 4 заточенных карандашей, к другой – 4 закрытых фломастеров, одинаковые грузы.
Проведение опыта.
Два самодельных «стола» (одна крышка с 4 прикреплёнными остро заточенными карандашами, вторая крышка с 4 прикреплёнными закрытыми фломастерами) устанавливаются на лепёшки из теста. Сверху положить одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.
- Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, след остался более глубоким. Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта? Чтобы он меньше проваливался в снег. Человек учится у природы. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? Они более короткие и широкие. Как вы думаете, почему? На Севере людям приходится ходить на лыжах не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег. Лыжи у жителей Крайнего Севера снизу подбиты оленьим мехом. У меха есть интересное свойство: если гладить его в одну сторону, то мех ложится гладко и рука идёт свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он встаёт «дыбом», гладить его в эту сторону сложно. Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадётся горка, то забираться на неё помогает «вставший дыбом» мех.
- Вы уже знаете, как опасно ходить по некрепкому льду, можно провалиться. Но как помочь человеку, оказавшемуся в проруби? Надо положить на лёд что-либо широкое, например, несколько досок, и по ним доползти до проруби. А идти к проруби нельзя.