Морис Светлана Юрьевна
Опыты и детские эксперименты старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т. п., вода, глина, речной песок. С детьми необходимо организовывать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Лишь в такой среде возможно естественное включение в активную познавательно-творческую деятельность.
Публикация «Опыты и детские эксперименты старших дошкольников» размещена в разделах
При ознакомлении старших дошкольников с закономерными явлениями живой природы, а именно для определения растений и животных как живых организмов с детьми можно провести следующие детские опыты и эксперименты :
Дышат ли рыбы?
Цель: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Игровой материал: Прозрачная емкость с водой, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.
Ход игры: Дети наблюдают за рыбками и определяют, дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или к компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат). Воспитатель подводит детей к пониманию, что дыхание рыб в воде возможно.
Опыты и детские эксперименты с объектами неживой природы способствуют развитию любознательности, самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, обогащают знания старших дошкольников о скрытых существенных связях в закономерных явлениях природы.
Земля. Космос. На орбите
Цель: Установить, что удерживает спутники на орбите.
Игровой материал: Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.
Ход игры: Дети кладут шарик в ведро. Выясняют с помощью действий, что произойдет, если ведро перевернуть (шарик выпадет, почему (действует земное притяжение).
Воспитатель демонстрирует вращение ведра за веревочку (шарик не выпадает). Детей подводят к выводу: когда предметы крутятся (двигаются по кругу, они не падают. Это же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.
Свет, цвет. Изготовление солнечных часов
Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.
Игровой материал: Стержень (палочка) с заостренным концом.
Ход игры: Воспитатель проводит игру на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем, почему это происходит (Земля вращается вокруг солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность Земли, как более точно определить время (по часам, какие бывают часы (механические, песочные и пр.). Детям рассказывают, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Воспитатель предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставит цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.
Изучению функционирования организма человека, способствовали следующие опыты :
Человек. Проверим слух
Цель: Показать, как человек слышит звуки.
Игровой материал: Металлическая ложка, толстые бечевки длинной 60 см.
Ход игры: Дети выясняют, что помогает слышать звуки (уши). Как это происходит, можно показать. Под руководством воспитателя дети выполняют опыт. Привязывают ложку к середине бечевки, а концы бечевки – к указательным пальцам так, чтобы оба конца были одинаковой длины, затыкают уши пальцами (ложка свисает на бечевке вниз). Наклоняются вперед, чтобы ложка свободно повисла и стукнулась о край стола (лучше металлического). Обсуждают результат и причину (слышится звук, напоминающий колокольный звон). Дети считают, что, ударяясь о стол, металл начинает колебаться, эти колебания передаются по бечевке ушам. Выясняют, что слышат благодаря тому, что уши воспринимают различные колебания. Делают вывод: чтобы издать звук, предмет должен колебаться. От него колебания передаются воздуху («толкают» воздух) и распространяются в нем. Колеблющие частички воздуха ударяются о барабанную перепонку, благодаря чему она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше, в среднее ухо, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.
Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать познавательные и творческие способности детей и в дальнейшем – в школьные годы.
Литература:
1. Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. – М: «Дрофа», 1966. – 208 с.
2. Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.
3. Ван Клив Дженис «200 экспериментов» / Пер. с англ. – М., «Джон Уайли энд Санз», 1995. – 256 с.