Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Надежда Ковальчук
Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Жизнь ребенка дошкольного возраста – это игра!

Играя, ребенок развивается, взрослеет, проживает счастливое детство!

Поэтому всегда надо помнить о прекрасных словах: «Дайте детству наиграться! Дайте детству состояться!»

И помните,

что игра – это не просто забава, интересное времяпровождение, развлечение для малышей,

игра -

кропотливый труд, повседневная игровая деятельность малыша, его работа, которая всесторонне развивает маленькую творческую личность;

игра -

общение со сверстниками и взрослыми; социализация ребенка в коллективе;

игра -

способствует раскрытию потенциальных возможностей и талантов каждого дошкольника.

Среди множества игр (подвижные, хороводные, словесные, настольно-дидактические и другие) в жизни дошкольников особое место занимает сюжетно-ролевая игра, которая на каждом возрастном этапе имеет свою игровую специфику (продолжительность по времени, несложный или сложный сюжет, количество ролей в игре и т. д.).

Что такое «сюжетно-ролевая игра»?

Само название кратко раскрывает суть игры: присутствует сюжет в игре; дети берут на себя роли и наделяют ролями кукол, любых игрушек, с которыми играют.

В ролевых играх исполняются мечты детей, которые хотят выполнять ту же работу, заниматься теми же делами, что и взрослые. В таких играх маленькие дети становятся «взрослыми», берут на себя роль «мамы», папы», «врача», «шофера», «строителя», «пожарного» и другие.

Сюжетно-ролевые игры с детьми 3-4 лет.

Дети 3-4 лет в меру своих возрастных возможностей предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Пожарные», «На рыбалке».

Тематика и разнообразие сюжетов в ролевых играх зависит от интересов и предпочтений детей, их творческого потенциала в любом возрасте.

Важно!

Дети 3-4 лет имеют очень маленький опыт в играх, поэтому нуждаются в помощи взрослых (воспитателей в детском саду, а родителей дома):

1. Взрослые сами мотивируют детей на игру и помогают ее организовать. Например, кукла Катя хочет спать, надо ее укачать на руках и положить в кроватку (коляску); кукла проголодалась, нужно сварить кашу и покормить; построить гараж для машины, чтобы не засыпал снег.

2. Взрослые могут поддержать начатую ребенком (детьми) игру, дополняя новой сюжетной задумкой или новыми ролями. Но делать это нужно непринужденно и ненавязчиво, сохраняя у малышей интерес к игре.

Например, ребенок приготовил кашу и накормил куклу, и не знает, что дальше делать. Взрослый может взять на себя роль бабушки и прийти в гости: «Я – бабушка, приехала в гости к вам. Вижу, что ребенок сытый. Могу погулять с ним. А ты погладь ему одежду. Или ты погуляй, а я поглажу». Потом можно предложить переодеть ребенка. Или малыш заболел, надо лечить. И так сюжет развивается.

Или еще пример. Мальчик построил гараж для машины. Взрослый предлагает перевезти на машине овощи и фрукты в магазин, или построить дорогу для проезда с мостом. И игра продолжается.

Помните:

нельзя вмешиваться в игру, когда сюжет разворачивается у малышей интересно, нельзя навязывать «свое», нужно только непринужденно подсказывать, дополнять, совместно обыгрывать, продолжая игру. В таком случае, взрослый может брать на себя роль, включаться в игру, а потом выходить также вовремя. Например, бабушка уезжает домой.

Откуда дети черпают сюжеты и роли в играх?

Сюжеты и роли для игр детям преподносит жизнь.

Все, что дети видят и наблюдают в повседневной жизни – дом, детский сад, улица, магазины, рыбалка, и так далее – отображают в играх.

Прежде всего,

малыши «копируют» в играх родителей и воспитателей; тех, кто рядом всегда, за кем они наблюдают ежедневно, у кого учатся.

Ребятишки очень внимательные, все подмечают и впитывают в себя:

общение родителей («Как я устала сегодня», «Испеку пирог с яблоками», «Починю стул», ведение домашних дел (мама готовит, убирает, гладит, стирает, а папа чинит машину, ходит в магазин за продуктами, мастерит кормушку и др.).

Наблюдают, как мамы укачивают малышей, кормят их, играют с ними, гуляют с колясками, читают книги на ночь, поют колыбельные, рассказывают потешки.

Все эти действия ребята пытаются возобновить в сюжетно-ролевых играх

Так, в детском саду «девочка-мама» в игре подражает своим родителям, учится надевать ползунки и кофточку малышке.

У мамы дома так хорошо получается, а у нее пока с «горем-пополам». Но девочка старается, и ставит цель, чтобы одеть «малышку-дочку», в будущем она тоже станет «мамой».

Уважаемые родители, приглядитесь к детям дома, они зачастую копируют воспитателей. Девочка строго кукле говорит словами воспитателя: «Уже не играем. Игрушки отдыхают. И тебе пора ложиться в кровать. Почитаю тебе сказку».

В саду и дома, учитывая предпочтения детей, можно готовить им атрибуты и «ряжение» (одежда врача, повара, пожарного и т. д) для сюжетно-ролевых игр. Тогда ребенок легче и по-настоящему вживается в роль, так интереснее играть.

Внимание!

Не всегда нужно покупать дорогие атрибуты к игре. В этом возрасте дети используют

предметы-заместители в играх.

Подбор ребенком предметов-заместителей развивает у него воображение и фантазию, творчество.

Например, заболела кукла, нужно измерять температуру, а градусника нет. Девочка берет карандаш и измеряет.

Другой пример, Назар играет в семью, кормит кукол печеней – мелкая мозаика.

Из семейного опыта: мой почти уже четырехлетний внук месяц чистит снег дома то лопатой, то трактором. А снега у него целая гора – LEGO.

Уважаемые воспитатели и родители,

игра –

это творчество детей, это театр, где они играют роли. Не всегда запланированная игра получается лучшей. Иногда игра рождается невзначай и превращается в интереснейшее зрелище.

Предлагаю вашему вниманию, как пример, из опыта работы сюжетно-ролевую

игру «Семья звериная» (27 ЯНВАРЯ 2023 ГОДА).

Соня одела шапочку зайчика и спросила у воспитателя: «Где дом?».

Воспитатель ответил: «Давай построим».

Соня: Как?

Воспитатель: Из стульчиков.

Получился вот такой домик из четырех стульчиков.

В нем поселилась Соня-зайка.

Далее Зайка достроил дом побольше, в нем поселилась Соня-кошечка.

Чтобы продолжить игру, воспитатель стучится в дом и говорит, что новые звери просятся к ним жить.

Соня с радостью приглашает гостей и сразу же готовит еду.

И заметьте, показывает: 2 морковки (большая и маленькая, называет фрукты и овощи, сравнивает, считает (Ребенок развивает речь, сравнивает предметы, познает).

Дима долго не решался поселится в доме, хотя Соня его приглашала. И вот Дима-зайка решился - очень весело вместе зверятам-детишкам и игрушкам в домике.

У Димы-зайки есть карточки о погоде. Он показывает карточку и говорит: «Дождь. Гроза». Все прячутся в домике. «Солнце» - идут гулять.

Копируют игры воспитателя с детьми.

Девочки, Полина и Вика, играли в сторонке. Воспитатель предлагает им построить свой дом. Поля-лисичка и Вика обустроили свой дом, так с большой любовью его украшали. Вот к ним прилетает Синичка и Воробей, ребятишки тут же ведут диалог между собой, принимая роли птиц на себя.

Все заняты делом. Соня идет гулять, встречает бабушку с гусями и кормит их.

Игра длится более 40 минут.

Приходят родители. Приглашаем их в дом. Поля рассказывает маме, как играли. Знакомит с Синицей и Воробьем. Вместе наводят порядок, мама знакомиться, где живут игрушки.

И другие мамы рады вместе с детками на счастливой ноте закончить игру.

В играх дети готовятся к взрослой жизни.

Мы в этом должны им помочь.

Находите время для игр с детьми.

Вы окунетесь в мир детства, и вместе с ребенком, получите море радостных впечатлений.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры на тему «Военные профессии» для старшего и подготовительного дошкольного возраста Примерные дидактические игры и сюжетно ролевые игры для проведения занятия в старших и подготовительных группах, посвященные (23 февраля.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 января 2023 в 17:56
+393Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 марта. Час Земли

 В последнюю субботу марта по всей планете проходит экологическая акция «Час Земли». Организаторы этого мероприятия призывают всех людей с 20:30 до 21:30 отказаться от использования электричества —...

25 марта. День улитки на МААМ

Необычному существу, таскающему на спине собственный дом, посвящаем мы наш очередной тематический день. В природе существует много разновидностей улиток – некоторые из них живут на суше, а другие в реке...


Горячие темочки