Мария Ерёмичева
Консультация для родителей «Играем и развиваем память»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти начинается с первых дней жизни малыша. В 4-5 лет обьем
памяти ещё больше расширяется.
- В этот период скорость развития памяти выше пожалуй, чем скорость других функций. Запоминание происходит в основном непроизвольное.
- Первые проявления произвольного запоминания могут появится у ребенка 4-5 лет в игре.
В играх мы развиваем разные виды памяти : зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.
Публикация «Консультация для родителей „Играем и развиваем память“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Темочки
С детьми мы играем в игры на развитие памяти : «Кого не стало?», «Что пропало», «Посмотри и назови», «Похлопай и повтори», «Запомни и нарисуй», «Отгадай слово». Учим стихи. Читаем книги и учимся пересказывать.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно. С чего нужно начать?
1. Спрашивайте, как прошел день у вашего ребенка.
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать последовательность событий, анализировать их. После обеда я с детьми часто повторяю наш распорядок дня. С чего мы начали утро, какие занятия были, что ели в обед, в какие игры играли…
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связанной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.
2. Читайте с ребенком книги.
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Мы с детьми учим стихи и я им советую рассказать эти стихи дома. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. Так же мы читаем сказки, учимся перессказывать их и они потом отвечают на мои вопросы по тексту. И вы обязательно просите ребенка пересказать прочитанное и высказать свое отношение к героям сказок.
3. Обнимаем и целуем.
Поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга.
4. Играйте с ребенком в слова
Называйте малышу 5-10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 4-5 лет может повторить 4 слова из 6, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 5-6 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
5. Тренируйте внимательность ребенка
Берутся 2 картины в которых нужно найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно найти в книгах по развитию ребенка. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
6. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
7. СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ
Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов - придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль. Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин. Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе».
Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребенок воспроизведет все заданные слова.
8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.