Папки-передвижки

Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь. Картотека игр»

Елена Абашина
Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь. Картотека игр»

Картотека игр

«Пальчиками играем - речь развиваем».

 

  Представленные игры развивают мелкую моторику рук, что полезно для детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Так же развивает познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные ивозрастные особенности детей. Формирует образно-речевые имитации в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции, прививать устойчивый интерес к пальчиковым  играм.  Игра очень проста в изготовлении. Развивает воображении детей. вызывает радостные эмоции. В процессе игры дети развивают речь, способствуют развитию тактильного чувства у детей с помощью этой игры дети знакомятся с некоторыми представителями животных и их деятельностью, развивается творческий потенциал, фантазия, внимание, память, зрительный анализатор.

Публикация «Консультация для родителей „Играем пальчиками — развиваем речь, Картотека игр“» размещена в разделах

 

Игры с резиночками для волос

 

    В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции.  

 

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

 

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

 

«Как нас зовут?» (И. Лопухина)

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Щепоткой показывают, что мизинец маленький.

Я – пальчик первый, я большой!

Указательный – второй!

Третий пальчик – средний!

Четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик – Он самый маленький, румяный!

Мы по улице гуляли (дети хлопают в ладоши). Дружно мы ворон считали:Раз, два, три, четыре, пять-Надо всех пересчитать (Под счет надевают резиночки для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Убирают резиночки в сторону).Сосчитать мы их хотели,Но вороны улетели (Хлопают в ладоши. Машут руками).

 

Игры с крупными бигуди

 

    Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения. Развитие тактильной чувствительности рук детей.   Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой.

 

«Лыжи»

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной зимы.  

 

Самокат

Самокат, самокат,                Дети катают бигуди между

Самокату очень рад!           ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу             держат перед собой.

Самокат куда хочу!

 

Ролик

Трудно ролик мне вести      Дети катают бигуди между

Прямо по дорожке,              ладонями вперёд-назад, руки

Так и хочется ему                держат перед собой.

Спрятаться в ладошке.         Убирают бигуди в обе ладони.

 

 

Упражнения с платочками

 Уникальное средство для развития речи, мышления, внимания, воображения.

 

 

У меня живот проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

(Берем детский носовой платок за уголок и показываем, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать родителям. Сначала одной рукой, потом другой. Можно комкать одновременно и два платка.)

Прятки

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки,          Сжимают и разжимают

Ловко прятались в кроватке.         пальцы обеих рук.

Вот так, вот так,                             Пальцы обеих рук собирают

Ловко спрятались в кроватке.       платочек в обе ладошки.

 

Упражнения с эспандерами

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмет,

Каждый мне привет пошлет!

(Берем кистевой эспандер и сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки смена рук.)

 

Шарик сильно по сжимаю

И ладошку поменяю

(Сжимаем эспандер сначала правой рукой, потом левой)

 

 

«Здравствуй, мой любимый шарик!»Скажет утром каждый пальчик. (удержать эспандер указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

Крепко шарик обнимает,Никуда не выпускает. (крепко сжать эспандер указательным и большим пальцем)

Только брату отдает:Брат у брата шар берет. (передать эспандер, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки)

Игры со шнуровкой

     В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

 

Игры с камешками

     Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.  Занятия с камешками лучше проводить в малых группах или индивидуально.  ( Например: "Разложи камешки" «Создай каменную картину»«Мозаика»)

«Лабиринты» Цельразвивать логическое и пространственное мышление, внимание, таких качеств как целеустремленность, вариативность, концентрация внимания, усидчивость. Игровое задание: Пройди лабиринт

 

Песочная терапия  Первый вариант:"Песочные прятки"  Цельразвивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности. Игровое задание: Найди в песочке, спрятавшие камешки.  и т. д.)

 

Второй вариант:"Создание узоров на песке" Цельразвивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения. Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т. д.)

      

Игры с Забавными-перчатками

   Перчатковый театр поможет детям перевоплотиться. Во время игр с перчаточным театром прекрасно расширяют запас слов, учатся сосредотачиваться, ведь надо придерживаться сюжета сказки. У детей развивается логика, мышление, фантазия, способность к импровизации, чувство ответственности и умение играть в команде. Способствует перчатковый театр и развитию выразительной речи.

Превращается рука и в мышонка, и в зайчонка.  (Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень – очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант – и все в порядке).

 

 

    

Игра "Перчатка"

Весёлая мышкаПерчатку нашла (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). Гнездо в ней устроив (Складываем ладоши "ковшом").Мышат позвала.  (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).Им корочку хлебаДала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).И отправила спать.  (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

«Мышка и кошка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась

(Слегка покачиваем скрещенными в замочек пальчиками)

В дырочку она глядит

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 

«ДВЕ СЕСТРЫ»

Две сестры (показываем два пальчика) глядят на братца: (пальчики к глазкам)Маленький, неловкий (ручками показываем маленький рост,Не умеет улыбаться (пальцами слегка растягиваем ротик,Только хмурит бровки (пальцами опускаем бровки).Младший брат чихнул спросонок (изображаем, как чихает,Радуются сестры (ручки прижаты к груди и улыбаемся) :— Вот уже растёт ребенок (руки вверх) —Он чихнул, как взрослый!

«Лягушки»

 Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

«Две весёлые лягушкиНи минуты не сидят. Ловко прыгают подружки,Только брызги вверх летят».

 

"Зайка в норке отдыхал"

Зайка в норке отдыхал,

Зайку кто-то вдруг позвал.

Весь вылазить он не стал,

Только ушки показал.

Вправо-влево повернет:

«Нет, никто там не идёт».

Почесал свою головку,

Спрятал ушки снова в норку.

Пояснение движений: 1-я строка - пальчики в кулачке; 2-я строка - выпрямляем указательный и средний пальчики; 5-я строка - пальчики вправо, влево; 6-я строка - по очереди сгибаем пальчики; 7-я строка - безымянным пальчиком, мизинцем «почесали» большой пальчик; 8-я строка - сгибаем пальчики снова в кулачок.

Игры с различными видами щеток

       Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.  Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

 

Ёж.

Живет у нас под креслом ёж,       Дети проводят щеткой круговыми

Колючий, тихий ёжик.                   движениями по правой, затем по

На щетку очень он похож,            левой ладони.

Когда не видно ножек.

 

Дети берут в руки зубную щётку

Плывёт зубная щётка,             Растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка,                    пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход,                руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт!             И заканчивая мизинцем.

 

Я беру зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей

Пальчики удальчики.

 

Игры с прищепками

 

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Га-га-га!

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу

 

Левая рука

5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок,

2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

5 4 3 2

-дай, хозяйка, корма мне

2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

(Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог.)

 

«Котенок-глупыш»

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

 

Игры с пуговками

     Развивает пальчики, успокаивает нервную систему. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.)

        

Перебирать пуговкии проговаривать автоматизируемый звук в слогах и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

 Щелкать каждым пальцем по пуговкам.

Крутить каждую пуговку между пальчиками.

Каждое упражнение сопровождаем художественным словом.

Например:

Дома я одна скучала,Пуговки сама достала. Пуговки  перебираю,Свои пальцы развиваю.

 

“Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки на пуговки положим.

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Пуговицы мы потянули

И немножко повернули

Покрутили мы по кругу

Передали дальше другу.

(Можно спросить ребенка с какими пуговками он поиграл).

 

Подготовила учитель-логопед Абашина Е. В.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь. Картотека игр»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 15:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД