Елена Петрова
Консультация для родителей. Звук Р, «Язычок рррычит»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети плохо рычат?
Почему этот звук самый сложный?
Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.
Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.
1. Анатомические признаки
*снижение подвижности языка;
*слабое развитие мышц губ и щек;
*неправильный прикус;
*особенное строение уздечки (подъязычной связки).
Публикация «Консультация для родителей, Звук Р, „Язычок рррычит“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.
2. Особенности восприятия звуков
Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.
3. Лор-заболевания
Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.
4. Дизартрия
Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.
Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.
Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:
Тренировать артикуляционную моторику.
Научиться управлять потоком воздуха.
Тренировать сильную направленную воздушную струю.
Артикуляционные упражнения для постановки звука у детей:
*Языком касаться альвеол и обратно.
*Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
*Цокать как лошадка.
*Останавливать лошадку.
*Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
*Стучать языком по альвеолам.
*Трещать, как сорока (трррррррррр).
*Подражать мотору автомобиля.
*Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).
Дыхательные упражнения:
*Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
*Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
*Произносить глухие согласные.
*Произносить звонкие согласные.
*Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
*Сильный выдох.
Дыхательные тренажеры:
Эти упражнения подготавливают язычок ребенка к постановке звука Р. Их рекомендуется выполнять с родителями.