Елена Петрова
Консультация для родителей. Звук Р, «Язычок рррычит»
Почему дети плохо рычат?
Почему этот звук самый сложный?
Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.
Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.
1. Анатомические признаки
*снижение подвижности языка;
*слабое развитие мышц губ и щек;
*неправильный прикус;
*особенное строение уздечки (подъязычной связки).
Публикация «Консультация для родителей, Звук Р, „Язычок рррычит“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.
2. Особенности восприятия звуков
Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.
3. Лор-заболевания
Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.
4. Дизартрия
Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.
Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.
Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:
Тренировать артикуляционную моторику.
Научиться управлять потоком воздуха.
Тренировать сильную направленную воздушную струю.
Артикуляционные упражнения для постановки звука у детей:
*Языком касаться альвеол и обратно.
*Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
*Цокать как лошадка.
*Останавливать лошадку.
*Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
*Стучать языком по альвеолам.
*Трещать, как сорока (трррррррррр).
*Подражать мотору автомобиля.
*Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).
Дыхательные упражнения:
*Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
*Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
*Произносить глухие согласные.
*Произносить звонкие согласные.
*Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
*Сильный выдох.
Дыхательные тренажеры:
Эти упражнения подготавливают язычок ребенка к постановке звука Р. Их рекомендуется выполнять с родителями.