Юлия Лукоянова
Консультация для родителей «Как помочь эмоциональным детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почвы» для эмоциональных проблем ребёнка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребёнку не придётся «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребёнка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш).
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь эмоциональным детям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные и плаксивые, иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные, но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?
Прежде всего необходимо понять своего ребёнка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают своё понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх) или хочешь (играть, гулять, кричать, но ты пойми и меня, я чувствую….».После этого останется только предложить ребёнку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты ещё немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовёт, игра закончится.»
Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не обьясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались», тогда можете считать, что ребёнок начнёт вами манипулировать, искать «новые кнопки».
Что делать, если такое уже случилось и ребёнок путает «можно» и «нельзя»? на помощь приходит игра «Солнышки», которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).
Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 качества ребёнка, но, например, убирать игрушки у тебя ещё не совсем получается. (Объясняя как надо убирать). Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребёнку.
«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберёшь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается, то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны, тогда можно приступать к формированию другого.
Родителям перед проведением такой игры рекомендуется выяснить, чего же все хотят от ребёнка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ – мечту для ребёнка.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая – добрая кошка», «Упрямая подушка», «минута шалости» и др.) Кроме того, необходимо их обучать расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожном- боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.
В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приёмов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может предсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребёнка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая тёплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала её, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме проводилась релаксация ребёнка.
Однако, прежде чем применять свои психологические находки, рекомендую родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребёнком использовалась игра «солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания, и ребёнку стало нравиться «получать тучки».
И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребёнку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи – «если сделаем так, то будет ещё лучше», в действиях – обнять, погладить; в сюрпризах).