Приложение МААМ

Консультация для родителей. «Музыка как дар»

Елена Приходько
Консультация для родителей. «Музыка как дар»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей.

Музыка без дара, или музыка как дар для всех, кто хочет быть музыкантом. Только избранные имеют слух такой, как У тебя, я же имею только то, что дал мне Бог. Ты со своей музыкой забыл о главном… Что в груди не избранных тоже бьется Сердце.

Том Жобим

Публикация «Консультация для родителей, „Музыка как дар“» размещена в разделах

Хотя теоретики и преподаватели музыки стараются найти эффективные способы обучения в этой области, миф о врожденном даре, об уме, «готовом» для музыкальной деятельности, по-прежнему производит на тех, кто не имеет музыкальных способностей, такое впечатление, что их обучение психологически запрограммировано на неудачу. Таким образом, самовыражение с помощью музыкального инструмента считается «талантом» : это мнение присутствует в обществе, особенно в специальных музыкальных школах и консерваториях, а музыкант считается продуктом индивидуальной гениальности. В свою очередь, те кто не отвечают установленным музыкальной школой формальным стандартам обучения, то есть не обладают необходимыми физическими данными, не имеют слуха, способного узнать и идентифицировать звуки, не обладают быстрыми физическими реакциями для исполнения ритмов – как правило, исключаются из процесса обучения.

Традиционный процесс обучения музыке основывается на методе «натаскивания». Учитель предлагает ученику некую схему, всецело направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только принять схему, всецело направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только принять схему учителя, даже если она совершенно ему чужда, и таким образом, он отказывается от своих музыкальных желаний и намерений, удаляясь и отчуждаясь от своей непосредственной социально-музыкальной среды. Так традиционное обучение музыке подспудно приобщает к идеологии, согласно которой существуют два разных типа музыки : первый – вульгарная, сомнительного качества, звучащая в повседневной жизни. Так создаются две различные музыкальные системы, нередко даже воспринимаемые как антагонистические, почти не сообщающиеся между собой.

Но так было не всегда. В другие эпохи музыкальная деятельность и различные формы ее выражения воспринимались иначе.

Мир музыки – это мир звуков. Можно сказать, что музыка – это коммуникативный процесс передачи субъективных состояний и эмоций, переживаний и опыта общения, культуры и культурных ценностей и, в то же время, процесс творчества и созидания.

Музыка в момент своего возникновения была только телесной и голосовой реакцией, составной частью борьбы за существование. Она развивалась с возникновением и ростом человеческого общества. Музыка также была связана с магией, религией, этикой, терапией, политикой, играми и удовольствием, являясь главной составляющей культуры древних цивилизаций. Музыка передавалась из поколения в поколение путем подражания, и это впоследствии закрепилось в традиционном обучении.

Музыка в течение тысячелетий оставалась устной традицией, так же, как и многие другие виды искусства (литература, например). Желание сохранить и передать музыку будущим поколениям в первозданном виде возникло совсем недавно и характерно преимущественно для западных цивилизаций.

Начиная с V века главным в музыке становится партитура. Появление музыкальных символов ведет к разделению музыкантов на исполнителей и композиторов и, таким образом, к специализации. Именно в этот момент музыканты-любители уступают место профессионалам. Поначалу партитура являлась чем-то вроде инструкции, «музыкального рецепта», или архитектурного плана. Становясь с каждым разом все более сложной, нотная запись превращает теорию в строгую систему, вырабатывая жесткие правила и логические схемы. Так письменность проникает в язык и в творчество.

В греческой цивилизации музыке приписывалось божественное происхождение, она считалась одним из видов деятельности, нацеленной на поиски красоты и истины. Согласно классической мифологии, музыка была формой прилагательного от «муза» (так называли девять богинь-сестер, которые управляли искусствами и науками). Философы посвящали им свои размышления. Например, согласно Пифагору, который считал числа ключами от духовного и физического мира, музыка и арифметика не были отдельными предметами, так как система музыкальных звуков и ритмов управлялась числами и являлась образцом мировой гармонии. Аристотель, в сою очередь, понимал, что настоящая функция музыки – воспитание, когда наслаждение богатством благородных мелодий и ритмов способствует формированию характера. Платон защищает музыку как инструмент воспитания души, который должен предшествовать гимнастике. Исполняемые на инструментах ритмы, так же, как мелодии и гармония, должны были способствовать честной и справедливой жизни. Музыка становится основой воспитания, поскольку, по мнению философов, она глубоко проникает в душу, делает ее совершеннее. Для Платона законы музыки были выше законов общества.

Музыка и некоторые музыкальные термины были известны и в Риме. Обучение музыке являлось составной частью воспитания культурного человека. Первые два века новой эры, в эпоху расцвета Римской империи, существовали большие хоры и оркестры, проводились большие музыкальные фестивали и конкурсы. В этот период даже императоры являлись покровителями музыки, а Нерон, в свою очередь, хотел иметь успех как музыкант.

В раннем Средневековье исполнители считались низшим классом из-за низкого интеллектуального уровня и невежества. В первую половину V века, с появлением общественных театров и платежеспособной публики, началась популяризация оперы и симфонических концертов. Одновременно возрастает значение общения композитора с публикой, повышается статус исполнителя. По мере того как растет виртуозность исполнения, все большую важность приобретает личность исполнителя.

Для исполнительского мастерства, в свою очередь, нормой становится виртуозность, так что техника исполнения из вспомогательного средства, способствовавшего выразительной силе музыки, сама превратилась в первую и наивысшую цель деятельности. Теперь музыка не служит человеку, а порабощает его. Сегодня в учебных заведениях именно эта модель часто применяется для подготовки музыканта-исполнителя, так как целью такой подготовки является выпуск виртуозов. Таким образом, мы воспитание заменяем муштрой, развиваем не способности к музыкальному творчеству, а тренируем ловкость рук.

Когда требования к технике становятся нормой и высшей целью обучения, любые отклонения от нормы исключены. Все, что не соответствует принятым требованиям, не имеет права на существование. Такое неразумное стремление превращать средство в цель ищет новое объяснение – и находит его в идее «музыкального дара».

Согласно этому взгляду, только те дети, у которых есть врожденные музыкальные задатки, являются идеальными для музыкальной подготовки. Те, кто по каким-либо причинам не отвечают данным требованиям, считаются «не музыкальными» (не имеющими врожденных способностей). Но если считать, что «задача музыки – усовершенствование человека и человеческих отношений», тогда можно понять, что «ее структура отражает человеческие отношения, и ценность музыкальной пьесы неотделима от ее значимости в плане выражения человеческого опыта». Так, «отсутствие таланта» и другие недостатки, приписываемые «немузыкальным» учащимся, - недостатки, которые не дают детям возможности выразить себя в музыке, - являются надуманной проблемой. Музыкальное исполнительство – это возможность, открытая для всех. Проблема не в тех, у кого, как предполагается, нет таланта. Проблема в монопольном стандарте музыкальной выразительности.

Используемые сейчас в области воспитания метрические способы измерения человеческих способностей, умения и талантов – эти способы являются инструментами, устанавливающими монополизированные нормы, которые приводят к идее псевдо-трудностей в обучении и к зарождению теорий и методов, основанных на неправильных предпосылках. О таких трудностях говорят тогда, когда обществу нужно как-то объяснить социальные разграничения. Эти препоны являются конкретным выражением идеи «дара».

Музыкальная деятельность является формой выражения человеческого опыта, поэтому выразительная сила музыки связана с ее социальной функцией. Следовательно, ценность музыки как формы передачи человеческого опыта может быть измерена, главным образом, ее способностью выполнять определенную социальную функцию.

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Перспективный план взаимодействия с семьей в ходе проекта «Наши любимые книги», на 2012–2013 год Возрастная группа: старшая Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей. «Музыка как дар»
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 17:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей. «Музыка как дар»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Приходько (УИ 8709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД